Из опыта работы
музыкального руководителя Бартеневой Т. В.
Дошкольное учебное учреждение №11
г.Симферополь
"Удобрения
обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в
ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели" - так
считал Карл Орф (CarlOrf), создатель уникальной концепции музыкального
образования детей, получившей название "Шульверк" (Schulwerk).
Свои идеи Орф изложил в пятитомной антологии музыки
"Шульверк. Музыка для детей", изданной впервые 50 лет назад. Сразу
надо подчеркнуть: Шульверк - это не учебник, скорее концепция, взгляд на
музыкальное образование детей. Шульверк (Schulwerk) - сочетание двух слов
- Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Выходит, что
действие - основа музыкального воспитания по Карлу Орфу.
Основным предназначением
Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их
талантов.
В названии орфовской антологии есть фраза
"Музыка ДЛЯ ДЕТЕЙ".
Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух
ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился
показать, что музыка бывает разной - по ритму, по темпу, по настроению.
Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка -
было его главной задачей. музыка должна быть доступна переживанию в
детском возрасте и соответствовать психическому развитию ребенка. Это не просто
музыка, а музыка, связанная с движением и речью. Музыка с элементами театра,
если попытаться выразить иначе. Например , дети по Орфу могут петь и
одновременно изображать кошечку - потягиваться, лежать, или приплясывать,
выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл
Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У
любого народа есть потешки, заклички, попевки и т.д.
Орф мечтал, чтобы дети учились
"играть в музыку", игры - импровизации призваны подготовить детей к
дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к
гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам.
При этом,Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь
показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке
творчески. Прееосмыслить ее с высоты нашего времени.
По-особому выглядят отношения педагог -
дети в видении Карла Орфа. Педагог - не авторитарный персонаж на уроке, он
помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет
оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу,
музкальное воспитание - это не просто приобщение детей к исполнению (читай игре
по нотам). Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную
музыку. Поэтому и конкретных уроков - рекомендаций в "Шульверке" вы
не найдете. Выбор метода подачи музыки - в руках у учителя. Работа педагога, по
Орфу, - это ТОЖЕ ИМПРОВИЗАЦИЯ. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент
из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на
инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла
Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк, OrffSchulwerk)– это практический
способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на
единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на
развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и
миром.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Хорошая вещь компьютер! Кто
только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе
он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен
только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также
Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им
пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу,
третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые
занимаются терапией и т.д.воспитания, обучения, оздоровления, развлечения (очень
даже!) и гармонизации социальных контактов.
ПРИНЦИПЫ
·
От практики к теории.
·
От целого к детали.
·
От простого к сложному.
·
От спонтанности к заданности.
·
От произвольного к контрольно-волевому.
·
От центра к периферии. Развитие
активности рук – 1) плечо (барабан), 2) локоть (ксилофон) 3) кисть (ф-но или
другой мелодический инструмент).
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Движение и танец. Движение – это источник любой
человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом
Орф-занятии. Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танец
используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.
Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан».
Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая
традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение. Каждый человек одарен голосом не
только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с
душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас.
В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На
Орф-уроке – гораздо больше.
Речь. В быту смысл слова важнее, чем его
звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако
в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее
важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со
смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся
мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику
человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого
текста: 1) на родном языке 2) на языках других культур 3) на
выдуманном языке
Театр. История, сказка, миф – нужны для
завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный
цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды
деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их
объединил в осмысленное целое.
ИНСТРУМЕНТЫ
Барабаны и ударные инструменты. Широко
используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная
коробочка, реко-реко
Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между
барабанами и сложными мелодическими инструментами.
Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника
ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в
наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый
ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы.Шары, ткани, палочки, стаканы,
веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо
в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации
движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные
пузыри), и т.д.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Игра. Это язык, на котором говорят дети,
способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре.
Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли
арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила,
дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким
образом в диалог с учителем.
Импровизация. Иными словами, организованная
спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация,
экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом –
начинают каждый новый учебный блок.
Выучивание, отработка. Как правило, следует за
импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.
Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-занятие - магическое
действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В
процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды
деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль,
театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько
частей – одни показывают, другие смотрят.
А сейчас я хочу предложить вам несколько
вариантов игр, сказок с
использованием методики Карла Орфа:1. ПРИШЛА ВЕСНА 1 мин 40 сек.
Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА
Ура - обрадовался Серёжа – можно идти гулять!
КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА
Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.
Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.
БАРАБАН (БЫСТРО) / ПУСТАЯ КОРОБКА ИЛИ ХЛОПОК
Серёжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неё заползал
дождевой червяк.
КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ
Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными лапами
длинные-длинные норы-коридоры.
ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны
ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ
и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы,
они были похожи на маленькие солнышки.
МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК
Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа.
И он нарвал для мамы цветов.
КОЛОКОЛЬЧИК
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
ТРЕУГОЛЬНИК / ПОДВЕШ-Я БУТЫЛКА, БОКАЛ
И каждый раз, когда Серёжа смотрел на цветы, он вспоминал, что
пришла весна.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК
2. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ 1 мин 40 сек
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ БАРАБАН / ПУСТАЯ КОРОБКА
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу
появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ?
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ ОРЕХИ
грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ / ПАКЕТ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
ПОДУТЬ (В БУТЫЛКУ) МИРЛИТОН?? ИЛИ МУНДШТУКИ ОТ ФЛЕЙТ
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК
3. "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЫПЛЁНКА”
В один теплый весенний день в курятнике в самом большом яйце
кто-то тихо пискнул, вот так:
РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА ИЛИ СВИСТОЧЕК
Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать:
в яйце снова кто-то пискнул чуть-чуть громче:
РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА/СВИСТОЧЕК
Курица осторожно постучала по яйцу
ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО СТОЛУ? КОРОБОЧКА
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький жёлтенький цыплёнок.
СВИСТОЧЕК
С днём рожденья, малыш, сказала мама-курица.
Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать, и она пошла из курятника во двор,
вот так:
СТУЧАТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО СТОЛУ БАРАБАНУ
А цыплёнок побежал за ней на своих маленьких лапках, вот так:
СТУЧАТЬ НОГТЯМИ ПО СТОЛУ? КОРОБОЧКА
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с вкусной
кашей, и они начали её клевать, вот так:
СТУЧАТЬ КАРАНДАШАМИ ПО СТОЛУ ?
Мама – курица сказала: "Стой здесь, я сейчас приду”, и куда-то ушла. И цыплёнок
остался один. Он стоял и смотрел вокруг и вдруг услышал красивый тихий звук:
"Бом”.
УДАРИТЬ ТИХОНЬКО ПО ПОДВЕШЕННОЙ ТАРЕЛКЕ (хэт)/СКОВОРОДКЕ?
"Как красиво звонят”,- сказал цыплёнок. "Это потому, что у меня день
рожденья. Надо об этом всем рассказать.” И он подошёл к красивой важной утке.
УТИНЫЙ МАНОК/ КРЯКНУТЬ
"Слышите, как красиво звонят?”
СКОВОРОДКА/ТАРЕЛКА
"Это потому, что у меня день рожденья!”. Но утка ничего ему не ответила . Тогда
цыплёнок подошёл к толстой свинье, которая что-то ела из корыта.
ХРЮКНУТЬ
"Слышите, как красиво звонят?”
СКОВОРОДКА/ ТАРЕЛКА
"Это потому, что у меня день рожденья!” Но свинья даже не услышала цыплёнка, и
он спросил пушистую чёрную кошку, которая вылизывала язычком свои лапы:
"Слышите как красиво звонят?”
Но тут прибежала курица и закричала: "Ты почему тут гуляешь один?
Ну-ка быстро домой!” И она пошла в курятник, а цыплёнок побежал за ней.
ПОСТУЧАТЬ ПО СТОЛУ ПАЛЬЦАМИ
А в курятнике бегало много жёлтеньких маленьких цыплят.
СВИСТОК?
"Слышите, как красиво звонят”,- спросил цыплёнок.
СКОВОРОДКА/ТАРЕЛКА
"Это потому, что у нас день рожденья”,-запищали цыплята
и захлопали крылышками, вот так:
ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ
4. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ
Жила-была маленькая мышка. Сидела она одна в своей норке, сидела, сидела и
заскучала. "Там, на земле светит солнышко” - сказала она сама себе
МЕТАЛЛОФОН ГЛИССАНДО/ БУТЫЛОЧКИ
"там много места, там можно побегать и потанцевать!”
КСИЛОФОН/ ДЕРЕВЯШКИ
и она вылезла из норки и побежала к своему старому знакомому – Жуку.
БАРАБАН/ ПУСТАЯКОРОБОЧКА
Жук сидел под большим лопухом.
РУБЕЛЬ/ТОН БЛОК РАСЧЁСКА
Мышка ему и говорит: " Ты можешь сыграть для меня или спеть? А я буду
танцевать!” "Мне некогда, я ищу себе еду”, - сказал жук и уполз в траву.
МАРАКАСЫ / БУТЫЛОЧКИ С КРУПОЙ
И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а навстречу ей летит пчела.
ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/ МИРЛИТОН / БУТЫЛКА
Мышка ей и говорит: "Ты можешь сыграть для меня или спеть? А я буду танцевать!”
"Мне некогда, я мёд собираю!” - прожужжала пчела и улетела на цветок.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ТАРЕЛОЧКИ/ТРЕУГОЛЬНИК
И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а навстречу ей ползёт дождевой
червяк.
ТЕРЕТЬ ПОДУШЕЧКОЙ ПАЛЬЦА ПО ПЛАСТИКУ БАРАБАНА/ ГОФР. КАРТОН
Мышка ему и говорит: "Ты можешь сыграть для меня или спеть?
А я буду танцевать!”. Ничего не сказал ей дождевой червяк и пополз дальше.
ТЕРЕТЬ ПОДУШЕЧКОЙ ПАЛЬЦА ПО ПЛАСТИКУ БАРАБАНА
И побежала мышка обратно к себе домой.
МЕТАЛЛОФОН
Входит мышка в свой домик и слышит музыку: "Тик-так, тик-так, тик-так,
тик-так”
КЛАВЕСЫ / КАРАНДАШИ
Мышка подошла к большим часам, а они стучали ещё громче: "Тик-так, тик-так,
тик-так, тик-так”. Мышке понравилась такая музыка и она стала танцевать.
МЕТАЛЛОФОН И КСИЛОФОН / ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ НА ВСЕХ ДЕТЕЙ
5. ДОЖДЬ И РАДУГА
В лесу, в саду и над прудом дул сильный-сильный ветер.
ДУТЬ В МИКРОФОН ИЛИ КАРТОННУЮ ТРУБУ - МИРЛИТОН
Ветер срывал с деревьев листья, и они летели над прудом ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК
БАРАБАНА / ТРЯСТИ ЛИСТОМ БУМАГИ
С неба из туч падали в пруд дождевые капли, и по воде бежали весёлые кружочки.
ТРЕУГОЛЬНИК / МЕТАЛЛОФОН сначала медленно, потом быстрей
На берегу пруда в гнезде сидела маленькая уточка
УТИНЫЙ МАНОК
Вдруг уточка увидела на небе яркую молнию, а потом услышала раскаты грома!
УДАР ПО МЕТАЛ. ТАРЕЛКЕ ИЛИ КРЫШКАМИ КАСТРЮЛЬ??
Но маленькая уточка не испугалась, потому что рядом с ней в гнезде сидела
мама-утка.
ПОКРЯКАТЬ/МАНОК?
А потом из-за тучи выглянуло солнышко, и уточка увидела между небом и землёй
большие разноцветные полоски.
5 - 7 НОТ НА МЕТАЛЛОФОНЕ
"Мама, что это?” - спросила маленькая уточка. "Это – радуга!”\,ответила мама –
утка, " дождик сейчас закончится”
ТРЕУГОЛЬНИК, ЗАМЕДЛЯЯ
6. ВЕТЕР
Утром была прекрасная погода и пели птички
СВИСТУЛЬКИ МУНДШТУКИ БЛОК ФЛЕЙТ
Дул лёгкий ветерок, он был такой слабый, что только мог шелестеть
Листиками.
ШУРШАТЬ ЛИСТОЧКАМИ
Днём ветер стал сильней, он зашумел, стал качать деревья
ДУТЬ В ТРУБКИ, В МИРЛИТОН
Деревья заскрипели, ???????????
форточки захлопали, ???????????????
люди стали спешить домой.
КОРОБОЧКА/ТОН-БЛОК
Дождь застучал по крышам домов и машин
БАРАБАН (медленно, постепенно ускоряя темп)
Ветер сломал старое дерево и оно упало.
ХЛОПОК ЛАДОНЯМИ ПО БАРАБАНУ
Ветер шумел и выл весь вечер
МИРЛИТОН/БУТЫЛКИ
А утром, когда проснулись люди
Было тихо, только за окном пели птички
СВИСТУЛЬКИ
И слабый ветерок шелестел листочками деревьев.
БУМАГА
7. КОНЦЕРТ НА КУХНЕ ИЛИ ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
"У меня просто волшебный голос”, - сказал большой хрустальный
бокал. И он зазвенел.
БОКАЛ ИЛИ ТРЕУГОЛЬНИК
"У нас тоже очень приятные голоса”, - сказали две чашечки. Одна из
них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе
и они подружились. "Мы можем сыграть вместе песенку”, - и они зазвенели.
ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН
" Мы тоже умеем играть”, - вдруг сказали две деревянные ложки
и простучали что-то весёлое.
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
"А вот послушайте-ка меня”,- сказала баночка с крупой. "У меня небольшой, но
очень интересный голос”. И она загремела, вот так:
БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ
"Разве это музыка?”, - закричала большая картонная коробка/ пластмассовая
бутылка "Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!”, - и она громко
застучала.
КОРОБКА / БУТЫЛКА ИЛИ БАРАБАН
"Звук громкий, но не очень приятный”,- сказала большая тяжёлая сковородка.
"Послушайте-ка теперь меня” И она зазвонила, как колокол:
СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
"Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!”
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела, и это
был самый лучший голос.
ПЕСЕНКА "ЧАСЫ И МЫШЬ” С АККОМПАНЕМЕНТОМ НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
1.Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час,
Вдруг часы сказали "Бом”( "Бом, Бом”),
Мышь скатилась кувырком.
Занятия
8. ПЫХ
Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька. Дед дома мастерил:
молотком стучал,
БАРАБАН
Да пилой пилил,
РУБЕЛЬ/ ТРЕЩОТКА
Бабка пол подметала
СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)
Да пыль вытирала
ГЛАДИТЬ БАРАБАН
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала
КОРОБОЧКА
Вот как-то Машенька и говорит : "Дедушка, нарви мне ягод на огороде,
пожалуйста!” Дедушка и пошёл: сначала по полу
БАРАБАН
Потом по камушкам
По борту БАРАБАНА
А потом по травке
БАРАБАН ШМЫГАТЬ
Остановился дед у грядки, вокруг тихо, только пчёлки жужжат, да комарики пищат
???????????????????
И только хотел он ягодку с грядки сорвать, как кто-то с земли
на него как зафыркает:
ТУКТУКТУКТУКТУК…
Дед испугался и домой побежал
БАРАБАН
Прибежал и говорит: "Я ягод не набрал. Там, в огороде, какой то страшный Пых
сидит.”
Тогда Машенька бабушке и говорит: и т.д.
…страшный Пых сидит”.
Тогда Машенька говорит:
"Раз вы такие бояки, я сама пойду!” и т.д.
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша
его колючки одним пальчиком
БАНКА ОТ ЙОГУРТА С РЕЗИНКОЙ
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.
РУБЕЛЬ ?
Принесла ёжика домой , а ночью ёжик не спал и по комнате бегал.
КОРОБОЧКА/ТОН-БЛОК
9. ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит,
КОРОБОЧКА/ ЛОЖКИ
Бубенчиком звенит
БУБЕНЦЫ????????
Вдруг увидел дед – на дороге лиса лежит. "Вот будет моей старухе
воротник на шубу!” - сказал дед и бросил лису в сани, а сам пошёл впереди.
СКРИП СНЕГА?????
Лошадка бежит, колокольчиком звенит
КОРОБОЧКА , КОЛОКОЛЬЧИК
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке
ТРЕУГОЛЬНИК? ТОН-БЛОК? РУБЕЛЬ?
Выбросила всю рыбку и сама убежала
БАРАБАН
Приехал дед домой, глянул в сани, а там ни лисы, ни рыбки.
????????????
10. ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Вышел однажды заяц из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как
зашуршит в кустах!
БУМАГА
Испугался заяц и бежать.
БАРАБАН (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть,
а дятел на сосне как застучит!
КОРОБОЧКА
Бросился заяц бежать.
БАРАБАН (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
ТКАНЬ
Побежал заяц из леса к речке
БАРАБАН (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца – и скок в воду.
КСИЛОФОН
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
БАРАБАН (медленно)
11. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА
Бежала лисичка по лесу, глядь – колокольчик на веточке висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК \ ТРЕУГОЛЬНИК
Голосок то у тебя нежный, а сам небось плохой.
Не возьму тебя. И побежала лисичка дальше.
ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Бежит дальше лисичка, глядь – на земле бутылка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ
- Ишь как гудит,- говорит лисичка, напугать меня хочет! Вот я её
сейчас утоплю. Схватила бутылку и бегом к речке.
КАСТАНЬЕТЫ ???????
Стала лисичка тыковку топить, а та булькает, и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?
Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
КАСТАНЬЕТЫ??
Глядь – капкан на дороге.
- Вот какие железки тут положили. Посижу-ка я на них, отдохну.
Не успела она присесть, как капкан вдруг…
ТАРЕЛКА
Цап её за хвост! Уж лисичка его царапала – царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА
Стучала – стучала…
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ
Еле вырвалась!
КАСТАНЬЕТЫ??
12. ТРИ ПОРОСЁНКА 4мин 30 сек.
Жили-были три маленьких поросёнка.
РЕЗИНОВЫЕ ИГРУШКИ-ПИЩАЛКИ
Целыми днями они бегали,
КОРОБОЧКА
Прыгали по лужам
КСИЛОФОН
И выкапывали из земли вкусные/сладкие корешки.
СКРЕСТИ БАРАБАН
Но наступила осень, и стал часто идти дождь.
БАРАБАНЧИКИ???????
"Надо построить себе домики”, - решили поросята.
"Я построю себе дом из камней”,- сказал старший
поросёнок, я его буду строить долго, и он будет очень крепкий!”.
КАМУШКИ
"Я построю дом из палочек за один день”, - сказал средний братец
КСИЛОФОН
"А я построю дом из соломы прямо сейчас!”,- сказал младший братец.
БУМАГА
Так они и сделали. И это было очень хорошо, потому что пошёл снег, и стало
совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из лесу слышался вой
голодного волка.
ГОЛОС В КАРТОННУЮ? ТРУБКУ
Волку очень хотелось есть, и он побежал к соломенному домику младшего
поросёнка.
БАРАБАН
Подбежав к дому,
Волк зарычал.
РЫЧАТЬ
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
И соломенный домик разлетелся!
БУМАГА?
Поросёнок бросился бежать, а волк помчался за ним!
КОРОБОЧКА, СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь!
БАРАБАН (хлопок ладошами)
Волк подбежал к дому и зарычал,
ГОЛОС
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
И деревянный домик развалился!
КСИЛОФОН (глиссандо)
Поросята бросились бежать, а волк за ними!
ДВЕ КОРОБОЧКИ ИЛИ ТРЕЩОТКА, БАРАБАН
Два поросёнка вбежали в дом старшего братца и захлопнули дверь!
БАРАБАН (хлопок ладонями)
Волк подбежал к дому и зарычал!
ГОЛОС
В дверь застучал.
БАРАБАН
Волк подул!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней.
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!!
МИРЛИТОН/БУТЫЛКА
Но дом был каменный и очень прочный. ?
Волк полез на крышу.
СКРЕСТИ БАРАБАН
Поросята услышали и сняли крышку с большого котла,
в котором грелась вода.
ТАРЕЛКА/КРЫШКА КАСТРЮЛИ
Волк тихонько пошёл по крыше, залез в трубу и съехал по трубе вниз!
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (нисходящее)
Из трубы он упал прямо в котёл с горячей-горячей водой
ТАРЕЛКА/ КРЫШКИ КАСТРЮЛЬ?
Волк выпрыгнул из котла!
БАРАБАН (хлопок ладонями)
Выскочил из дома!
КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (восходящее)
Убежал в лес!
БАРАБАН (стук)
И поросята его больше никогда не видели!
МЕТАЛЛОФОН ГЛИССАНДО?