Фиркович Авраам Самуилович - караимский писатель и археолог
Родился в 1786 г. в одной из караимских семей, проживавших в г. Луцке, умер
27 мая 1874 г. в Евпатории. Воспитанный в строгом духе сектантской
замкнутости он, сделавшись в 1818 г. хазаном (вероучителем) в родном
городе, вступил в горячую полемику с евреями-раббанитами, главным
образом по поводу разногласия обоих учений относительно календаря. В
1820 г. он побывал в Бердичеве и имел случай ближе познакомиться с
умственными стремлениями раббанитов, но сильные нападки одного из них
заставили Ф. написать первое свое сочинение для обличения этого учения.
Оно было окончено в 1838 г. и озаглавлено "Маса у мериба", т. е.
"Покушения и споры". Но еще до окончания печатанием этой книги Ф.
принял участие в учреждении и занятиях общества, задачею которого было
изучение караимской письменности и издание древних караимских сочинений.
С целью отыскать древние памятники этой литературы он в 1830 г. посетил
Палестину, где нашел важные рукописи; отправившись оттуда в
Константинополь, Ф. остался там до мая 1831 г. Его учительские
способности побудили тамошних караимов пригласить его к себе в качестве
главы их общины. Ф. согласился и поселился на два года в
Константинополе, где ему удалось составить богатую коллекцию рукописей.
Вернувшись оттуда, он поселился в Крыму. Во все это время,
приблизительно до 1838 г., он не прекращал своей борьбы с талмудистами, о
чем свидетельствуют разные сочинения и издания на еврейском языке. Но
около этого времени в направлении деятельности Ф. происходит
замечательный переворот. Интерес, возбужденный в нем к памятникам
караимской древности, и изучение их расширили его кругозор настолько,
что он сделался менее резким относительно других отраслей иудейства и
памятников их письменности. Он отказался от полемики и стал ревностно
отыскивать скрытые сокровища древности, сохранившиеся у его
единоплеменников. Начиная с 1839 г., Ф., в течение многих лет,
путешествовал по Крыму, по Кавказу, Египту и Святой земле, открывая и
собирая повсюду в синагогах и "генизах" (местах, где евреи прячут
испорченные рукописи и бумаги) остатки письменных памятников, причем ему
нередко приходилось прибегать к хитрости или к содействию властей.
Результатом этих неустанных и продолжительных странствований и поисков
были богатые коллекции караимских книг и надгробных надписей, найденных в
Чуфут-Калэ, рукописей Ветхого Завета с особою ("вавилонскою")
пунктуациею еврейского текста, замечательных произведений столь мало еще
известной литературы самаритян, отчасти написанных на арабском языке, и
образцов еврейско-персидской письменности. Большинство этих рукописей
ныне хранится в Имп. Публичной библиотеке, для которой еврейские были
приобретены в 1862—63 гг., самаритянские в 1870 г. и третья, самая
драгоценная коллекция еврейских и арабских рукописей, — в 1876 г. К
концу жизни, на 85 г. от роду, Ф. предпринял последнее свое путешествие в
западную Европу, с целью познакомиться с европейскими учеными, и был
везде встречен с большим почетом. Как ни высоко оценивается польза,
принесенная науке открытиями неутомимого путешественника, тем не менее
нельзя обойти молчанием одну сторону в его деятельности, бросившую тень
на его память и наделавшую много шуму среди специалистов. Стараясь
установить коренную разницу между караимами и остальными
евреями-талмудистами и доказать, что выделение первых из общего
иудейства состоялось уже в самое древнее время — до Рождества Христова, —
Ф. не только не удержался в своих сочинениях от односторонних и
бескритичных суждений и утверждений, но это стремление побудило его даже
делать поправки, изменения и подделки в найденных им памятниках,
особенно относительно их датировки. Отрицаемые на первых порах его
сторонниками, подобные поступки Ф. уже более не подлежат сомнению: таков
вывод из многолетней полемики специалистов, литературу которой можно
найти в нижеприведенных сочинениях. Ф. Ливанов: "А. С. Фиркович"
("Церковно-обществ. вестник", 1874, № 89). — А. Фиркович: "Abnê
zikkarôn", Вильна, 1872 (на евр. яз.; введение содержит автобиографию). —
Ad. Jellinek: "Abraham Firkowitsch, das religiöse Oberhaupt der Karäer.
Ein Gedenkblatt", Wien, 1875. — Abr. Geiger: "Abr. Firkowitsch", в
"Jüdische Zeitschrift für Wissenschaft und Leben", XI (1875), 142—155. —
А. Я. Гаркави: "Описание рукописей самаритянского Пятикнижия,
хранящихся в Имп. Публ. библиотеке", СПб., 1874. — A. Harkavy und H. L.
Strack: "Catalog der hebräischen Bibelhandschriften der K. Oeffentl.
Bibliothek in St. Petersburg", St.-P., 1875. — Страк и Гаркави: "О
коллекции восточных рукописей А. С. Фирковича, находящихся в Чуфут-Кале"
("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1875, ч. 178, отд. 4). — A. Harkavy:
"Altjüdische Denkmäler aus der Krim". St.-P., Акад., 1876. — H. L.
Strack: "A. Firkowitsch und seine Entdeckungen. Ein Grabstein der
hebräischen Grabscbriften der Krim", Lpz., 1876. — А. А. Куник:
"Тохтамыш и Фиркович", СПб., Акад. наук, 1876. — Д. А. Хвольсон:
"Сборник еврейских надписей", СПб., 1884. — См. также "Систем. указатель
литературы о евреях на русск. яз.", СПб., 1892, ст. 39 и 40. К. —
караимский писатель и археолог (1786—1874). Первый печатный труд его
"Massa w-Меriba" (на древнееврейском языке = "Испытания и споры")
посвящен защите караимского вероучения и полемике с
евреями-раввинистами. В 1830—31 гг., посетив Палестину и
Константинополь, он собрал коллекцию старинных рукописей, относящихся к
еврейской и караимской литературе. Когда в 1839 г. в Одессе было
основано Общество истории и древностей, Ф. получил командировку для
собирания караимских древностей. После двухгодичного странствования по
Крыму, Кавказу, Палестине и Египту Ф. удалось составить богатую
коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей, между
которыми наиболее замечательны найденная в Чуфут-Калэ рукопись Ветхого
Завета (с особой пунктуацией еврейского текста), многие самаритянские
рукописи и памятники еврейско-арабской и еврейско-персидской
письменности. Большая часть этих коллекций хранится в Императорской
публичной библиотеке. Описание одной их части Ф. напечатал под загл.
"Abne-Sikkaron" (на др.-евр. яз., Вильна, 1872). Коллекции Ф. обратили
на себя внимание ориенталистов; исследованием и описанием их занимались
Хвольсон, Гаркави, Штрак, Куник и др. В коллекциях Ф. оказалось много
ценного материала для истории и литературы евреев Передней Азии и
Египта, но очень мало памятников, относящихся к крымским караимам,
причем последние — сравнительно позднейшего происхождения. Научная
ценность караимских памятников ослабляется утилитарной целью, которую
преследовал Ф : задавшись мыслью доказать, что караимы поселились в
Крыму до Р. Х. и, как не участвовавшие в распятии Спасителя, не должны
подвергаться одинаковым с евреями ограничениям, Ф. сделал изменения в
датах и именах в некоторых рукописях (см. Караимы). Спор относительно
подлинности этих памятников вызвал в 1870—80 гг. довольно обширную
литературу, и в настоящее время подделка в некоторых памятниках
коллекции Ф. не подлежит сомнению. Ср. Д. Хвольсон, "Сборник еврейских
надписей" (СПб., 1884); А. Harkavy, "Altjüdische Denkmäler aus der Krim"
(СПб., 1876); его же, "Описание рукописей самаритянского Пятикнижия,
хранящихся в Императорской публичной библиотеке" (СПб., 1874); его же,
"К вопросу о крымских древностях, найденных Ф." (1877); Штрак и Гаркави,
"О коллекции восточных рукописей А. С. Ф., находящихся в Чуфут-Калэ"
("Журн. Мин. нар. пр.", 1875); A. Harkavy und H. Strack, "Catalog der
hebraischen Bibelhandschriften der K. Oeffentl. Bibliothek in
S.-Petersburg" (СПб., 1875); H. Strack, "A. Firkowitsch und seine
Entdeckungen. Ein Grabstein der hebräischen Grabschriften der Krim"
(Лпц., 1876); А. Куник, "Тохтамыш и Ф. По поводу спора о двух искаженных
еврейских надписях и двух вымышленных летосчислениях" (СПб., 1876); A.
Geiger, "А. Firkowitsch" (в "Jüdische Ztschr. für Wissenschaft und
Leben", 1875); A. Jellinek, "A. Firkowitsch" (Вена,1875).