И.П.Манаковой,
Н.Г.Салминой «Дети. Мир звуков.
Сначала в методике знакомство со средствами
выразительности динамикой и регистром происходит на примере немузыкальных
звуков окружающей действительности. Детям предлагается прослушать в записи
«Голоса природы», например, журчание ручейка, раскаты грома, шум водопада и
т.д. После чего нужно отгадать, какие из прослушанных звуков имеют громкую
динамику, какие тихую, а какие переменную, затем педагог говорит, что среди
этих звуков есть такие, которые звучат близко – динамика громкая и далеко –
динамика тихая.
Понятие
о регистре формируется так: дети слушают живые голоса (зверей, птиц) для
различения звуков по высоте (низкие, средние, высокие)
На
втором этапе знакомство с динамикой и регистром происходит на примере
музыкальных звуков (тембров музыкальных инструментов). Детям даётся
представление о том, что музыкальные звуки отличаются от немузыкальных по
качеству свойств. Например, музыкальный звук того или иного инструмента обладает
различным регистром (высотой), который может быть задан в рамках звукового
диапазона инструмента. Один и тот же звук может быть воспроизведен с разной
динамикой в зависимости от возможностей данного инструмента. Детей знакомим с
диапазоном звучания мелодических инструментов и учим выделять звуки по высоте
(определять регистр). Далее дети проигрывают на металлофоне звуки подряд снизу
вверх и обратно, заостряя внимание на том, как заметно отличаются звуки низкие
от звуков высоких: низкие – более пустые, насыщенные, а верхние- более
прозрачные, легкие. Следующим шагом является формирование представлений детей о
таком свойстве музыкального звука, как динамика. Музыкальный звук в отличие от
немузыкального обладает большими динамическими возможностями. Для того, чтобы
проверить это, детям предлагается поиграть отдельные звуки, например, на
барабане, металлофоне и др., меняя динамику от тихой – пиано, до громкой
–форте, насколько позволяют возможности данного инструмента. Желательно, чтобы
дети уловили разнообразие динамической градации звуков каждого инструмента.
На
третьем этапе освоение детьми средств выразительности динамики и регистра
осуществляется на примере музыкальных произведений. Динамика и регистр
становятся в музыкальных произведениях средствами выразительности и
изобразительности. В программу обучения включены лучшие произведения
классической музыки. В силу своей эмоциональности эта музыка не может не увлечь
детей, не заложить основу постоянного общения с искусством. Очень важным
является формирование представлений о динамике как средстве выразительности
музыки. Для слушания предлагается произведения с большой динамической гаммой от
ff (фортиссимо) до РР (пианиссимо). Помимо динамики,
большое внимание уделяется на третьем этапе и регистру, т.е. определению
звукового диапозона, в пределах которого звучит музыкальное произведение. Дети
должны различать четыре регистра: низкий, средний, высокий, очень высокий.
Необходимо
объяснение специфики каждого в воспроизведении конкретного содержания. По мере
того, как дети учатся выявлять отдельные средства выразительности музыки,
следует переходить к анализу их комплекса, т.е. динамики и регистра
одновременно. Причём весьма существенным является не просто определить
средства, но и отметить, какие изменения они претерпевали в процессе развития в
рамках данного произведения (например, динамика: какие были изменения, какова
их градация и т.п.); освоение детьми средств отображения окружающей
действительности в музыкальных произведениях должно идти параллельно с освоением
этих же средств (динамики и регистра) других видов искусства: литературы,
живописи.
|