Как правильно вести себя с ребёнком.
Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько советов,
которые помогут вам грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а,
следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира.
Ребёнок 2-3 лет интенсивно овладевает речью, общением, культурой
человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие
связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят
учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря
взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка
начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в
эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно
сказать, что мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким,
каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая
окружающая действительность - главное условие нравственно-этического
развития личности ребёнка.
В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы
многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз
убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением.
Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали
период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом
"Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с
окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда
потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое.
Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные
зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть "посеяны"
уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой
природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её
удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители,
помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш
начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем
своим существом. Так появляется негативное явление - детская нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости
и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых.
Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело
выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет
испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам
выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он
мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка
того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за
незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым
и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не
удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку.
Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры
между родителями, на их движения, тон голоса.
Классики о воспитании детей.
Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей,
ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать дитяти всю
умственную возможность быть всегда справедливым.
Ушинский.
Детское "Дай", даже просто протянутая молча рука должны
столкнуться когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не дам, нельзя
не разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела воспитательной
работы.
Корчак.
Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё
дальнейшее её развитие совершается под их непосредственным влиянием.
Белинский.
Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте
ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и
интересно.
Конради.
Лучшее средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь хорошему чувству:
Щацкий.
|