Воскресенье, 24.09.2023, 12:39
МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Караманов А.С. - композитор

Поиск
Главная страница
Крымский веночек
Делимся опытом
Наше творчество
Инновации
Детям
Родителям
Воспитателям
Специалистам
Архив материалов
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • ГБДОУ д/с № 58 Колпинского р-на СПб
  • Центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина г.Симферополь
  • Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н.Орлова
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Для чего вам и ребенку нужен детский сад?
    Всего ответов: 203
    Мини-чат
    https://yadi.sk/i/6xFBY5w1vA6p2g
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Алемда́р Саби́тович Карама́нов (10 сентября 1934, Симферополь — 3 мая 2007) — композитор

    Я — человек, у которого не будет последователей. Никто не сможет прямо воспользоваться моими средствами. Taк и будет стоять эта странная фигура: как какой-нибудь Кришна или Христос. Конечно, это очень одиозно, но по-другому и не может быть. Потому что в моей музыке живет полнота космического восприятия: звезды, планеты, разреженный воздух. Она далека от того, к чему стремится сегодняшняя музыка — сделать себя комфортной, отвечающей человеческим запросам, создать как бы собственную цивилизацию. В моей музыке звучит открытый космос. Это последнее, что можно было сделать.

    Приходится признать полное отсутствие интереса, которым грешит вся моя биография, несмотря на многие мощные всплески блестящих исполнений, вызывавших огромную, бурную реакцию. Все гаснет как в болоте, топи. Не нашлись еще те общественные силы, которые смогли бы по-настоящему осознать неслыханную ценность моего творчества. Создается впечатление, что общество играет «в темную» со мной. Оно не хочет меня знать и продолжает свои банковские операции.

    А.Караманов



    А. Шнитке об Алемдаре Караманове

    Он создал самые замечательные симфонические произведения, которые повлияли на меня в юности и оказывают воздействие сейчас. Алемдар Караманов не просто

    великий талант. Он гений!

    А. Шнитке

    Алемда́р Саби́тович Карама́нов (10 сентября 1934, Симферополь — 3 мая 2007) — композитор, народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины

    имени Тараса Шевченко (2000).

    Ранние годы 

    Алемдар Сабитович Караманов родился в Симферополе 10 сентября 1934 года. Его отец — Сабит Темель Кагырман (Караманов — это русифицированная версия фамилии отца), турок по национальности, окончивший Коммунистический университет народов Востока в Москве и занимавший в Симферополе пост партийного секретаря (до 30-х годов). Мать Алемдара, Полина Сергеевна Караманова (девичья фамилия Величко), «дочь донского казака», работала в библиотеке. Алемдар был первенцем. Позднее в семье Карамановых родились ещё двое детей: дочь Севиль (род. 1936) и сын Александр. В 1944 году отца депортировали в в Казахстан, где через несколько лет, освободившись, но не получив разрешения вернуться к семье в Крым, он умер.

    Полина Сергеевна Караманова - мать Алемдара Караманова

    Сабит и Полина Карамановы

    Севиль, Александр и Алемдар Карамановы


    В семье имелся рояль, и Полина Сергеевна, которая неплохо играла, заметив интерес старшего сына-дошкольника к музыке, начала обучать его основам музыкальной грамоты и игры на фортепиано. Они занимались по несколько часов не только в выходные дни, но и в будни — перед тем, как пойти в детский сад. У мальчика был абсолютный слух, и в семь лет, осенью 1941 года, его приняли в музыкальную школу при Симферопольском музыкальном училище. Невзирая ни на какие обстоятельства, даже в то время, когда Крым был оккупирован немецкими войсками, Полина Сергеевна водила Алемдара на занятия в музыкальную школу, где с ним в течение двух лет занималась Ева Павловна Сеферова, опытный педагог музучилища, а позднее — Ирина Аркадьевна Брискина, юная выпускница Ленинградской консерватории. В семилетнем возрасте мальчик записал своё первое музыкальное сочинение Когда Алемдару было десять лет, он положил на музыку стихотворение об освобождении Севастополя, опубликованное в газете «Крымская правда».

    Он блестяще занимался в музыкальной школе, и по решению педсовета был освобождён от оплаты за обучение; ему даже назначили стипендию, паёк и выдали хлебную карточку (подобное обычно практиковалось лишь для успешных студентов музучилища) — это стало хорошим материальным подспорьем для семьи. В 1949 году, окончив общеобразовательную семилетку, Алемдар поступил в Симферопольское музыкальное училище, а в 1953 году он вошёл в число его талантливейших выпускников, которым было рекомендовано поступать в консерваторию.

    Московский период творчества

    Д. Шостакович об А. Караманове

    Это интересный и оригинальный талант, своеобразие которого невозможно не заметить уже в студенческих работах.

    Д. Шостакович

    В 1953 году Алемдар Караманов поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Успешно окончив два отделения: композиторское (у С. С. Богатырёва) и фортепианное (у В. А. Натансона)), он продолжил обучение в аспирантуре (педагоги Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников, 1958—1963).

    В консерватории Алемдар сочинил десять симфоний. В это время молодой композитор был очень продуктивен и создавал произведения разных жанров, многие из которых впоследствии были отнесены к «золотому фонду советской музыкальной культуры»: Седьмая симфония «Лунное море»(1958), Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» (1957), фортепианные концерты — Первый (1958) и Второй (1961), «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром (1961), Второй струнный квартет, Ave Maria для фортепиано. А. Караманов и Е. Крылатов написали музыку для балета «Комсомолия» (Большой театр, 1957). В Ленинграде был поставлен балет А. Караманова «Сильнее любви» (1961). Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого исполнил песню молодого композитора «Родина», и она нередко передавалась в радиоэфире.

    В начале 60-х годов (1962—июль 1964) Караманов увлёкся музыкальным авангардом и стал одним из самых ярких представителей этого музыкального течения в СССР, наряду с Андреем Волконским, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым и Софией Губайдулиной. К этому периоду его творчества относятся такие произведения для фортепиано как «Музыка» (№ 1 и № 2, 1962), триптих «Пролог, Мысль и Эпилог» (1962), детские пьесы «Окно в музыку» (1963), концертные фуги (1964).

    Симферопольский период

    О новаторстве композитора

    В 60-е годы Караманов, среди первых в России композиторов-новаторов, овладел новыми техниками письма (в частности додекафонией). Его называли в это время «главой консерваторских модернистов». Такая музыка находилась в остром противоречии с идеологическими установками, господствовавшими в хрущёвский период. Поэтому для Караманова закрываются все возможности исполнения, издания и пропаганды его музыки.

    Е. В. Клочкова

    По окончании аспирантуры этот «феноменально одарённый человек» столкнулся с непониманием «со стороны музыкального руководства» (в особенности Д. Б. Кабалевского), и осознал, что наступили не самые лучшие времена для творческой самореализации. И хотя его сочинения одобряли такие крупные композиторы как Д. Шостакович и Т. Хренников, он принял решение покинуть столицу и в 1965 году уехал в родной Симферополь:

    Я понял, что в Москве мне, собственно, делать нечего, что гораздо больше я смогу сделать там, в провинции, хотя и поломаю свою карьеру.

    — Караманов А. С. Музыка – проводник звучащего мира // Советская музыка. — 1985. — №8

    Ещё живя в Москве, Караманов обратился к вере. В 1965 году в Симферополе он был крещён и «осознанно принял христианство»; он стал прихожанином церкви Всех Святых. С того времени Караманов почти перестал сочинять камерные и фортепианные произведения. Он начал писать духовную музыку — симфоническую и вокально-симфоническую. Им были созданы симфонические циклы по мотивам Евангелия («Совершишася») и Откровения («Бысть»), а также несколько вокально-симфонических произведений (Stabat Mater, 1967; Реквием, 1971; Мессе, 1973), фортепианный концерт Ave Maria (1968) и симфонический цикл Et in amorem vivificantem, отвечающие латинской духовной традиции. В 1994 году А. Караманов говорил о том, что собирается продолжить свой апокалиптический цикл, написав ещё одну, седьмую, симфонию — «Николай — Кришну», проникнутую и христианской, и индуистской духовностью.

    Но всё же творчество «крымского отшельника» не ограничивалось лишь религиозными произведениями. Так, В 1975 году он написал Семнадцатую симфонию «Америка», а в 1980-е и 1990-е годы — несколько сочинений на тему истории Крыма: ораторию «Легенда-быль Аджимушкая», Двадцать четвертую симфонию «Аджимушкай» (1983), ораторию «Херсонес» (1994), — и Гимн Крымской республики (1992).

    В Крыму в 1996 году был организован Международный конкурс молодых пианистов Алемдара Караманова. За прошедшее время его участниками стали более 300 молодых пианистов из 23 стран мира, в том числе из России, Китая, Японии, Южной Кореи. На интернет-сайте конкурса в открытом доступе находятся практически все его фортепианные произведения. В рамках конкурса существует уникальная номинация — «Звучащий интернет», цель которой популяризация творчества А. Караманова. В 2000 году в Симферополе создан Благотворительный фонд Алемдара Караманова, усилиями которого издано несколько сборников фортепианных произведений композитора, ведется работа по изданию «Полного собрания сочинений».

    Творчеству композитора посвящены две кандидатских диссертации (в Москве и Харькове), десятки дипломных работ.

    Всемирная известность

    В 1991 году прошли гастроли Караманова Чехословакии. В 1995 году, британские импресарио Евгений Касевин и Диана Роделл (англ. Kasevin Rodell) организовали западную премьеру музыки Алемдара Караманова в Лондоне. 3 октября 1995 года, в Центральном Вестминстерском зале прозвучали Третий фортепианный концерт Ave Maria и Stabat Mater для солистов, хора и оркестра. Произведения исполняли пианист Константин Щербаков; вокалисты Клэр Раттер (сопрано), Сюзан Макензи-Парк (альт), Вёрнон Кёрк (тенор); лондонское хоровое общество (хормейстер Рональд Корп) и Софийский филармонический оркестр (дирижёр Эмиль Табаков). Вскоре вышли три авторских компакт-диска:

    • Двадцать вторая и Двадцать третья симфонии в исполнении Немецкого симфонического оркестра под руководством Владимира Ашкенази (1995);
    • Двадцатая и Двадцать третья симфонии в исполнении Большого симфонического оркестра под руководством Владимира Федосеева (1996, архивная запись).
    • Третий концерт Ave Maria для фортепиано с оркестром (солист В. Виардо) и Третья симфония (Московский симфонический оркестр под руководством Антонио де Альмейды) (1998).

    Караманов написал музыку к документальному фильму М. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965), сериалу «Стратегия Победы», а также к художественным фильмам «Любовь с привилегиями» (1989) и «Хоровод» (1994).

    Последние годы жизни

    В последние годы Караманов испытывал материальные затруднения:

    … я работаю, делаю эскизы к еще одной симфонии по Апокалипсису, но у меня сейчас нет возможности заниматься этим, я живу в тяжелейших материальных условиях, фактически не имея средств к существованию…

    — А. Караманов. Интервью журналисту радиостанции "Эхо Москвы" Е. Дудину (1994)

    Вместе с тем, первые годы XXI века ознаменовались пробуждением интереса к творчеству композитора. Прошло более сорока лет после создания симфонического цикла «Совершишася» — и наконец он впервые прозвучал в концертном зале (Дворец «Украина», Киев). Премьерные концерты его произведений прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Саратове и ряде других городов. Последним сочинением А. Караманова стала незавершённая опера «Прощания Хризостома» (либретто А. Караманова).

    Алемдар Сабитович Караманов скончался в ночь со 2 на 3 мая 2007 года в г. Симферополе.


    Он имел множество регалий и премий. Памяти Алемдара Караманова в Симферополе проводится Международный конкурс Международный конкурс молодых пианистов. Его именем названы улица в Симферополе, музыкальная школа № 2 и даже астероид. В Симферополе на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

    Благотворительный фонд Алемдара Караманова, созданный в 2000 году, опубликовал несколько сборников его произведений для фортепиано.

    Но самое главное: имя выдающегося композитора Алемдара Караманова навсегда вписано в историю музыкальной культуры всех времен и народов.

    Сын - Караманов Олег Алемдарович (1956), пианист, живет и работает в Ялте.

    Дочь - Караманова Кристина Алемдаровна (1971), живет и работает в Москве.