Четверг, 29.06.2017, 10:28
МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Конспект занятия по развитию речи+ ТРИЗ в старшей группе

Поиск
Главная страница
Крымский веночек
Делимся опытом
Наше творчество
Инновации
Руководство ДОУ
Детям
Родителям
Воспитателям
Специалистам
Архив материалов
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
  • ГБДОУ д/с № 58 Колпинского р-на СПб
  • Центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина г.Симферополь
  • Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н.Орлова
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Для чего вам и ребенку нужен детский сад?
    Всего ответов: 178
    Мини-чат
    200
    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

                              Конспект занятия по  развитию речи

                        с использованием технологии ТРИЗ

                                      в старшей группе


                                                                                          воспитатель: Беридзе Е.А.


    Дошкольное учебное учреждение № 11 «Подснежник»


                                                       г.Симферополь

    Занятие по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

    В старшей группе

    Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

    Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы;  развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.

     

    Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к), домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель, яблоки

     

    Ход занятия:

     

    На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

    В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это  неживой предмет.

    Игра «Данетка»

    Д: Это книга?

    В.: Нет

    Д: Это игрушка?

    В.: Да

    Д.: Может кукла?

    В.: Нет.

    Варианты ответов детей…

    Д: Это домик?

    В.: Да

    Воспитатель снимает ткань.

    В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса  крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

             В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

    Ответы детей. ( Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»

    В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

    Д.: Да.

    В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

     

    Кто пугливей всех зверей?
    Уши у кого - длинней?
    В огороде ест морковку,
    и капустную листву,
    удирать умеет ловко,
    Если встретит вдруг лису...
    Сильно глазками косит,
    всех боится и дрожит...

     

    Д.: Заяц

    В.: Правильно.

    Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

    В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

    В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

    Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

    Обсуждение с детьми противоречий в погоде

    В.: Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
    В.: Что хорошего в дожде?
    (Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
    В.: А что плохого в дожде?
    Д.: Можно заболеть

    В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …

    В.: А солнце какое, хорошее или плохое?
    В.: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
    (Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
    В.: А что плохого может быть в солнце?
    Д.: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

    В.: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

    В.: Как мы можем помочь зайцу?

    Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

    В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется,  он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?

    Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

    Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

    В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

             В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите,  что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

    В. : А, что у нас еще есть в сундучке? А здесь лежат буквы, но они все перемешались. И в названии заколдовано название известной вам сказки. Что бы поставить их по-порядку надо отгадать загадки о каждой букве.

    На одной стоит ноге
    На крыше дома буква ...
    ( Т)

    Целый день енотка Рая

    В ручейке белье стирает,

    Моет, полоскает

    И домой таскает.

    Наплескается в ручье –

    Превратится в букву… (Е)

     

    У картавого Володи
    Эта буква не выходит,
    И, конечно, очень странно,
    Но выходит у Полкана!

    (Р)

     

    Целый день енотка Рая

    В ручейке белье стирает,

    Моет, полоскает

    И домой таскает.

    Наплескается в ручье –

    Превратится в букву… (Е)

     

    Видим мы в Москве метро,
    А над входом букву ...
    ( М)

     

    В старом дереве дупло
    Ну совсем как буква ...

    (О)

    Половинку от жука
    Составляет буква ...
    (К)

    Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по-порядку. Получается слово –теремок.

    В.: Вот и еще одно окошко открылось.

    В.:  А следующее задание такое. Игра «Теремок» . Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него

    - Тук, тук, кто в теремочке живет?
    - Я, Гитара. А ты кто?
    - А я - удочка. Пусти меня в теремок?
    - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

    Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и  гитары и  удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость  помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.

    В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

    Д.: Хорошее.

    В.: Ребята, а где может жить улыбка ( Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)

    В.: Посмотрите, еще одно окошко открылось.

    В.: Что у нас еще осталось в сундучке.

    А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

    - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

    - Не Желтая, а Красная

    - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

    - Да нет же, не папа, а мама.

    - Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

    - К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

    - И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.

    - Не площадь, а лес.

    - И встретила она медведя.

    - Не медведя, а волка.

    И т.д.

    В.: Еще одно окошко открылось. Почти все окна открылись. Следующее задание в сундучке

    Здесь написано, что надо пересказать свою любимую сказку по составленной модели.

    На доске вывешена модель ( на модели любые символы соответствующие вопросу):


    1.     Название сказки?

    2.      Кто написал?

    3.     Имя главного героя?

    4.     Какой характер?

    5.     Во что любит одеваться?

    6.      « Что бы ты сделал, если бы твой герой пришел к тебе в гости?»

    Вызывается 2-3 ребенка по – выбору. Они рассказывают о своей любимой сказке по предложенной схеме.

    Физминутка «Волшебные растения»

    В.: Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать ( варианты:  сильный ветер, дождь, снег и т.д).

    В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

    У Алёнушки-сестрицы
    Унесли братишку птицы.
    Высоко они летят,
    Далеко они глядят. ( Гуси –лебеди)

    Появилась девочка в чашечке цветка,
    И была та девочка не больше ноготка.
    Кто читал такую книжку,
    Знает девочку-малышку. ( Дюймовочка)

    У отца был мальчик странный,
    Необычный, деревянный,
    Он имел предлинный нос.
    Что за сказка? — Вот вопрос.( Буратино)

    Она красива и мила,
    А имя ей от слова «зола». ( Золушка)

    Нет ни речки, ни пруда —
    Где воды напиться.
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца. ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.

    Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки.