Лепка мышки
Программное содержание. Учить детей передавать в лепке сходство и характерные
особенности мышки; закреплять приемы создания овальной формы: скатывание
небольших шариков и сплющивание их, раскатывание и присоединение частей;
вызвать у детей удовольствие от того, что получается похожее изображение, а
также умение любоваться своей работой и работами товарищей.
Оборудование. Игрушка или скульптура мышки, вылепленная большая мышь, глина,
большая доска.
Методика проведения занятия. Накануне занятия воспитатель рассматривает с
детьми картинки, где нарисована мышка, беседует о ней. Дети сами определяют,
какой она формы, цвета, вспоминают, где она живет, что может есть. Воспитатель
спрашивает, какие сказки про мышку знают дети, подводит их к выделению
характерных свойств животного: мышка маленькая, быстрая, с острыми зубками и
длинным хвостиком.
Начиная занятие, воспитатель спрашивает детей:
— А про кого это говорят — норушка?
- Про мышку.
— Правильно. Мышка-норушка. Она маленькая, живет в норке. (Достает игрушку и
показывает детям.) Вот она! Сегодня мы ее будем лепить. Давайте подумаем, с чего
надо начинать лепку.
— С туловища.
- Правильно! А какой оно формы?
— Овальное.
— Да, только там, где у мышки голова, немного острее. Вот посмотрите, как это
сделать. У меня ком глины, я немного отделю глину на ушки и хвостик. Из
большого куска сначала скатаю шар, а потом слегка раскатаю его. Теперь один
конец еще слегка раскатаю ладонями. Вот так. (Располагает ладони под углом друг
к другу.) А сейчас пальцами сделаю кончик не таким острым. Что еще есть у
мышки?
- Ушки.
— А какой они формы?
- Круглые.
- Как их сделать? А вот так. Надо скатать два маленьких шарика и расплющить в
ладонях. (Шарики приготовлены заранее. Воспитатель только расплющивает их.)
Сейчас их нужно прижать к туловищу по бокам заостренного конца, где у мышки
мордочка. А какой у мышки хвостик?
— Длинный.
- Он весь одинаковый?
- Нет, у туловища толще.
- Правильно. Догадайтесь сами, как слепить хвостик.
Воспитатель предлагает всем приступить к работе, по мере необходимости
оказывает детям помощь, а в конце занятия предлагает оставить свои работы на
досках и всем пройти полюбоваться, кто какую слепил мышку. Дети рассматривают
фигурки. Воспитатель обращает внимание на выразительность фигурок: «У Тани
мышка как будто испугалась, вся сжалась в комочек. У Сережи бежит.
У Нины
что-то вкусное почуяла — мордочку вверх подняла». И т. д. Затем дети ставят
вылепленных мышек на большую доску и располагают их вокруг большой мышки-мамы,
вылепленной заранее воспитателем. |