![]() | Понедельник, 29.05.2023, 05:36 |
![]() | МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь |
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
![]() | Лев ВИНОГРАДОВ. Система общего музыкального воспитания | ![]() |
![]() |
Лев ВИНОГРАДОВ. Система общего музыкального воспитания
Лев Вячеславович Виноградов –профессиональный музыкант, музыкальный педагог, психолог, автор уникальной системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей, в которой элементарное музицирование сочетается с движением («Музицирование как деятельность общения»), создатель музыкальных инструментов в традиции Карла Орфа, участник федерального эксперимента «Монтессори-школа в России».
Окончил хоровое училище им. Свешникова, московскую консерваторию. Работал преподавателем в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Позже занял должность старшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лаборатории младшего школьника под руководством академика В. В. Давыдова. Продолжает работать в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Преподаёт детям музыку в общей сложности 50 лет. Лев Вячеславович Виноградов окончил Московскую консерваторию по классу хоровое дирижирование, преподавал хоровые дисциплины в музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, с 1997 г. работал на кафедре младшего школьника в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. С 1986 г. является сотрудником научной лаборатории Психологического института РАО, разрабатывающей программы развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты «Элементарное музицирование» как система воспитания и обучения детей музыке выстроена мной на основе психолого-педагогической системы «Развивающее обучение» Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Она является синтезом музыкально-педагогических систем выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодая и Б. Бартока в Венгрии, К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, Ж.-Далькроза в Швейцарии, Пьера ван Хауве в Голландии. Основной показатель их музыкально-педагогических концепций состоит в переносе внимания на музыкальное воспитание, в основе которого лежит принцип коллективного музицирования. Музыка в этой системе представлена скорее не как цель, а как средство развития у ребёнка не только музыкальных, но, главным образом, общих способностей. В то же время дети научаются свободно читать и петь по нотам, свободно играть на многих музыкальных инструментах в импровизационной форме, участвовать в различных ансамблях, оркестрах, петь соло и в хоре. При таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями вовсе не в результате специальных сознательных усилий (с целью чему-то определённому научиться), а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно — незаметно для самого себя. Все эти занятия напоминают больше весёлую игру, чем работу. Но внутри такой работы постепенно созревают основные музыкальные способности. Как проводить занятия от 3 лет до 6 После трёх лет дети пытаются использовать музыкальные инструменты в условиях ролевых игр. И воображение здесь работает в полную мощь. Звуки бубенцов напоминают им лошадку, которая бежит; звуки деревянной коробочки (блоктроммеля) определяются как стук копыт, пластмассовые яички с насыпанным в них песком (маракасы) напоминают телегу, а реко-реко (рубель) ассоциируется с равномерно скрипящим колесом. Равномерное включение этих инструментов представляет детям лошадку, которая везет телегу со скрипящим колесом. А в результате полученного аккомпанемента на этих инструментах получается песенка про лошадку. Знакомое детям стихотворение «Вышла курочка гулять», озвученное ударными музыкальными инструментами, превращается в развернутую музыкальную композицию, где дети поют и сами себе аккомпанируют. Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. Поэтому игры с музыкой в дошкольном возрасте являются главным условием развития воображения. Музыкальные звуки, воспроизводимые самими детьми, песни или пьесы воспринимаются ребёнком в виде сигналов в игровых ситуациях. Их комбинирование становится основной действия воображения. В этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в своём основном значении. Они нужны прежде всего не для игры, а для общения с детьми и взрослыми. Но не только музыкальные инструменты мы используем на музыкальных занятиях.
МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (до 3 лет) Весь процесс занятий основывается на сотрудничестве взрослого с ребёнком: всё необходимо делать вместе с ним, не присматривать со стороны, не «пасти» его. Постепенно вводить ребёнка в самостоятельную работу, так, чтобы, в конце концов, ребёнок перестал нуждаться в присутствии родителя и полностью приступил к сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!). Опираясь на собственный опыт общения с детьми до шести лет, я советую родителям научиться приятно петь, а детям предложить настоящие музыкальные инструменты с хорошим музыкальным звуком (ручной барабан или бонги, блокфлейту, гитару). В этом возрасте ребёнок уже может получать удовольствие от разных приятных звуков и любит пользоваться ударными инструментами, по которым можно сильно стучать. Это позволяет ему ощутить большую энергию, а равномерные удары по ним помогают малышу самого себя организовать, развить крупную и мелкую моторику и координацию тела. С другой стороны, к звукам с определенной высотой и разными тембрами он начинает относиться лирически. Инструменты (и голос) с протяжным звуками в среднем или низком регистре ему нравятся больше, чем звуки в высоком регистре. Теперь можно устраивать совместные взаимодействия с помощью этих инструментов. В процессе такого общения родитель сам много получит от знакомства с музыкальными инструментами и доставит малышу много приятных и полезных для его развития минут. По барабану ребёнок будет с довольствием стучать, тем самым развивая свои руки; звук барабана доставит ему удовольствие, а сила удара снимет тревожное напряжение, которое в изобилии получают дети при общении с окружающим миром. Блокфлейта как свисток поможет ему научиться не втягивать воздух в себя, а, наоборот, выдувать его. Извлекать звуки самому всегда приятнее, чем их слушать. Это побуждает к активности, любознательности, а если звук получится еще и долгий, то это окажется полезным для здоровья.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | Copyright MyCorp © 2023 Создать бесплатный сайт с uCoz | ![]() |