![]() | Пятница, 03.02.2023, 20:51 |
![]() | МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь |
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
![]() | Мастер Оригами Акира Йошизава | ![]() |
![]() |
Мастер Оригами Акира Йошизава Акира Йошизава — это признанный мировой мастер оригами. Он не только смог сделать искусством традиционное старинное японское развлечение оригами, но и вдохнул в него дух творчества. Японский мастер по праву считался одним из ведущих
оригамистов в мире. За всю свою жизнь он разработал более пятидесяти тысяч
моделей, которые остаются актуальными по сей день. Данный материал посвящен 101
году со дня рождения мастера.
К сожалению, Акира Йошизава (Akira Yoshizawa) покинул этот бренный мир семь лет
назад. Но он оставил после себя огромное количество учеников и большое наследие
в виде азбуки оригами и многих тысяч моделей. Первые попытки собрать самому
оригами, Акира предпринял в трехлетнем возрасте. С тех пор это увлечение его не
покидало. Даже когда японец работал на машиностроительном заводе, азам
начертательной геометрии своих подопечных он обучал на основе техники оригами.
22-летний специалист поразил всех результатами обучения и, особенно подходом,
ведь каждому японцу известно, что такое оригами. Покинув завод и отдавшись
полностью своему увлечению, Акира прожил порядка 20 лет в полной нищете. Только
после войны у него появился постоянный приработок в журнале. На сегодня издано
18 его книг, с несколькими переизданиями. При жизни, Йошизава был долгое время
культурным послом Японии, а также был удостоен Ордена Восходящего солнца из рук
самого императора Хирохито. Одним из
ключевых вкладов в искусство оригами от Акиры, считается идея использования
увлажненной бумаги, позволяющей существеннее увеличить «управляемость» бумаги. Акира
Йошизава родился в японской префектуре Точиги 14 марта 1911 года. Он был шестым
ребенком в семье. От болезней три его старшие сестры умерли. Семья была небогата. Весь доход
составлял заработок отца, который занимался выращиванием овощей и риса и
продажи коровьего молока. Семье кое-как удавалось сводить концы с концами.
Несмотря на нужду, родители Акиры очень большое внимание уделяли искусству,
особенно любили музыку, а маленький Акира посещал уроки живописи. Любовь к
искусству, которую ему привили родители, Акира Йошизава сохранил на всю свою
жизнь. Впервые с искусством оригами Акира
познакомился очень рано, ему было около трех лет, когда соседка сложила из
бумаги лодочку и братья стали с ней играть. Конечно, от игр бумажный кораблик
очень быстро пришел в негодность и Акира решил сделать такой же сам. И, как это
ни удивительно, у него это получилось. Можно предположить, что именно с этого
момента в его душе навсегда зародилась любовь и тяга к складыванию фигурок. В
шесть лет Акира пошел в школу, но в ней не преподавалось оригами, и мальчик
занимался складыванием в свободное время самостоятельно. В это время ему
удалось освоить почти все известные традиционные фигурки. В
тринадцать лет Акира начинает работать в городе Токио, а после работы посещает
вечернюю школу. В это у него время
появляется новое увлечение, характерное для всех японских молодых людей того
времени, — буддистская философия, поэтому он начинает регулярно посещать
буддистский храм. В
двадцать два года, устроившись работать на машиностроительную фабрику, Акира
изучает начертательную геометрию. Спустя некоторое время, ему доверяют научить
новичков разбираться в чертежах и читать их.
Для облегчения процесса восприятия и понимания Акира стал использовать
оригами, с помощью которого он объяснял простейшие геометрические понятия.
Уроки пользуются успехом и вскоре ими начинают интересоваться не только
ученики, но даже владельцы фабрики. Благодаря этому Акира получает возможность
посвящать оригами и рабочие часы. Именно в это время ему приходит мысль, что
абстрактная геометрия, которая отсутствует, как в душе человека, так и в
окружающей природе, проявляется в этом мире виде искусства оригами. Некоторое время Акира уделил изучению традиционного и пользующегося популярностью искусства бонсай. Он понимает и сожалеет, что оригами не приобрело такое большое количество поклонников, как умение создавать композиции из цветов, требующее чувства линии, ритма и композиции. Но, несмотря на это, он посвящает себя не бонсаю, а оригами. Хотя сам прекрасно осознает, что его ожидает тернистый и никем нехоженый путь.
Все планы спутала война. Акире приходится работать в
военном госпитале, но даже в это тяжелое время он уделяет время любимому
занятию. Находясь в оккупированном Гонконге, для раненых солдат Йошизава
устраивает выставку своих работ. Особенно яркие и выразительные фигурки он
вешает прямо над кроватями солдат. После окончания войны он не видит
смысла в возвращении в Токио, который
сильно пострадал от бомбежек, и жизнь в нем была очень тяжела, поэтому он возвращается
в места своего детства. В родной деревушке Точиги он довольно длительное время
существует благодаря случайным заработкам. Этот период жизни был самым тяжелым
для него, но даже в это время он не бросает занятие оригами. Жена, с которой он
повенчался перед войной, умирает, время идет, а его труд в искусстве оригами
так и остается никем незамеченным. В
1950 году ситуация меняется, что связано с назначением школьного директора Точиги президентом
профсоюза преподавателей искусств и труда. Брат Акиры Йошизавы был очень хорошо
знаком с бывшим школьным директором. Это знакомство позволило Акире
продемонстрировать на выставке прикладного искусства, которая была организована
профсоюзом, свои работы в технике оригами. Эти работы имели большой успех,
благодаря чему Акире предложили выступить с докладом о роли оригами в
образовании на одном из съездов профсоюза. Благодаря такому стечению
обстоятельств, Йошизава приобретает известность в определенных кругах и решает
вернуться в Токио для продолжения своих занятий по оригами, которые он решил
сделать своей профессией. Примерно
в это время один из японских драматургов Тадасу Изава решает напечатать в
газете «Асахи крафт» фигурки, сложенные из бумаги, которые символизируют весь цикл восточного календаря. За помощью, по одному из советов, он
обращается к Йошизаве, который сразу же соглашается. Для работы ему снимают
отдельную комнату, где он, не выходя, несколько ночей и дней творит. Фигурки
оригами, которые опубликовали в газете, производят настоящий фурор своей
изящностью и грациозностью. До сих пор оригами не считали искусством и таких
фигурок еще никто не видел. Никто даже и представить себе не мог, что оригами
может быть таким. Этот
момент считается поворотным в жизни Акиры Йошизавы. Именно после этой
публикации ему начинают помогать в развитии оригами множество людей. Акира
начинает ездить по стране с лекциями, которые читает как в школах, так и в
университетах. Его работы публикуются во многих периодических изданиях. Благодаря переписке с Гершоном
Легманом, его работы приобретают известность и на Западе. А в 1954 году свет
увидела первая из его книг «Новое искусство оригами», напечатанная на японском
языке. По объему книга небольшая и на своих страницах отображает вершину
айсберга, ведь у мастера к тому времени скопилось уже несколько тысяч
оригинальных работ в технике оригами. В это же время Акира создает общество
оригами, а через два года снова женится, избранницей и верной спутницей мастера
становится Кайо. У
четы Йошизава нет детей, и все творческие работы Акиры семья считает своими
родными детьми, настолько трепетно они к ним относятся. С каждым годом мастер
становится все известнее, растет и его слава. Многие в Японии, как и он сам,
считают, что руками мастера работы творят сами божества, поэтому они настолько
изысканны и красивы. Прежде чем приступить к складыванию очередной фигурки,
мастер обязательно творит молитву. Каждая
фигурка мастера уникальна – каждая имеет свою позу, выражение и неповторимый
облик. Работы мастера в большинстве выполнены на основе базовых, широко
известных форм. Благодаря богатому опыту и удивительному таланту, Акира
Йошизава извлекает из базовых форм все новые и новые творения, которые не
только поражают своей уникальностью, но и повторяют реальные живые объекты
природы. Может создаться впечатление, что складки и линии в фигурках мастера не имеют точного положения, но это совершенно не так. По утверждению самого Акиры Йошизавы, в оригами не может быть случайных линий, каждая должна быть четко продуманной.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | Copyright MyCorp © 2023 Создать бесплатный сайт с uCoz | ![]() |