Суббота, 25.11.2017, 02:54
МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Методика физического воспитания Н.Н.Ефименко

Поиск
Главная страница
Крымский веночек
Делимся опытом
Наше творчество
Инновации
Руководство ДОУ
Детям
Родителям
Воспитателям
Специалистам
Архив материалов
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • ГБДОУ д/с № 58 Колпинского р-на СПб
  • Центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина г.Симферополь
  • Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н.Орлова
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Кто вы?
    Всего ответов: 213
    Мини-чат
    200
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    Методика физического воспитания Н.Н.Ефименко


     Ефименко Николай Николаевич окончил спортивный факультет Киевского государственного института физической культуры. Позднее учился в аспирантуре при Одесском государственном педагогическом институте им. К. Д. Ушинского. Кандидатскую диссертацию на тему "Особенности двигательных нарушений у дошкольников, страдающих церебральным параличом, и пути их коррекции средствами физического воспитания" защитил в Москве в НИИ дефектологии АПН СССР в 1987 г.

    Автор 10 книг, 3 государственных программ, более 30 методических разработок, а также множества статей по различным аспектам диагностики физического развития детей, профилактики и коррекции имеющихся у них двигательных нарушений, инновационного подхода к физическому воспитанию, спортивной тренировке, ЛФК и реабилитации движением детей и взрослых. В течение 27 лет занимается разработкой и внедрением собственной уникальной педагогической системы "Театр физического воспитания и оздоровления детей в норме и при патологии", которая принципиально отличается от всех существующих традиционных программ своей всесторонней фундаментальной научностью и естественной природосообразностью..

    В 1991 году авторская система Николая Ефименко была удостоена одной золотой и двух серебряных медалей ВДНХ СССР.

     В 1994 году авторские разработки под названием "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей" были удостоены II гранта на международном конкурсе, проводимом Фондом Сороса в городе Киев.

     Ключевыми позициями системы являются строгое следование законам Природы и всеобъемлющий игровой метод.

     В сферу интересов НикНика прежде всего входят различные аспекты:

     физического воспитания детей и взрослых

    коррекционного физического воспитания детей, имеющих особенности в развитии

    реабилитации движением детей-инвалидов, страдающих церебральным параличом (ДЦП). различными спинальными параличами и парезами

     Автора также интересуют общие вопросы физического, интеллектуального и духовного совершенствования детей и взрослых, проблемы энергетической подзарядки, омоложения организма, увеличение продолжительности жизни человека.


    НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Николай Николаевич Ефименко

     

    «Уважаемые коллеги, вопросами физического воспитания детей я занимаюсь ровно 30 лет и уже давно настаиваю на том, что традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 80-х годов прошлого века, а прежние методики физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и начальной школе требуют своего кардинального пересмотра. По большому счету необходимо полностью перестроить научно-методологический фундамент теории и методики физического воспитания детей, создать совершенно новые методики физического воспитания подрастающего поколения. Почему я так уверен в этом? Да потому, что традиционный подход даже при небольшом научном анализе не выдерживает никакой критики. Например, для чего мы всегда в начале занятия или урока строим детей в шеренги и занимаемся строевыми действиями? Разве нет других методов организации, кроме армейского? Для чего в подготовительной части занятия (урока) всегда присутствует бег? Почему сама подготовительная часть занятия остается неизменной, хотя содержание основной части занятия значительно варьируется? Зачем нужны общеразвивающие упражнения (ОРУ)? Разве основные двигательные режимы (их восемь) не развивают у ребенка все необходимые физические качества? Почему на занятии (уроке) по физической культуре основные движения применяются в хаотическом порядке, не имеющем под собой никакого методического обоснования: очень часто мы сначала бежим, а затем лежим, сначала прыгаем, а затем ползаем? Почему в традиционной методике так стойки тенденции к одновременности и одинаковости в выполнении физических упражнений, в то время как каждый ребенок нуждается в индивидуальном дозировании нагрузки? Почему педагоги по-прежнему мало играют с детьми и не реализуют огромный потенциал игрового метода? Я бы мог задать еще много вопросов, на которые представители традиционной системы физического воспитания так и не смогли дать мне аргументированных ответов за последнее десятилетие. Как видите, актуальность предлагаемой статьи весьма значима.

    Я предлагаю вам совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет. Такой широкий диапазон ее действия не должен вас удивлять – ведь основные биологические законы развития и совершенствования человеческого тела едины и универсальны для любого контингента детей. Эти общие законы и более частные принципы физического воспитания детей уже давно существуют в жизни – они выработаны самой Природой! Остается только следовать ее заветам и не вступать с ними в противоречие. В идеале частные педагогические методики должны базироваться на более общих биологических закономерностях.

    В связи с этим мной была сформулирована первая педагогическая заповедь – «СЛЕДУЙ ЛОГИКЕ ПРИРОДЫ!» Да-да, именно матушка-природа всегда стоит в основе всех процессов жизнедеятельности. Авторы серьезных и проверенных временем систем оздоровления всегда начинали свои книги с гимна законам Природы. А у нас на первом месте стоит инструкция из министерства, которая довольно часто является следствием чего угодно, но только не глубокого знания закономерностей человеческого естества. Знаменитый Борис Павлович Никитин (который в свое время наделал много шума нестандартными подходами к обучению и воспитанию своих маленьких детей) так однажды написал в одной из книг: «Мы меняем обычаи, условия и стиль жизни с детьми и зовем поступать в тон и в такт природе. Иначе музыка жизни перестает быть гармоничной».

    В своей первой заповеди «Следуй логике природы!» я сформулировал восемь золотых формул двигательного развития детей, которые и стали методическим фундаментом того нового подхода к физическому воспитанию детей, к которому я вас и призываю.

     

    ПОМЕНЯТЬ В СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДАХ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕ НУЖНО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ!

    Начнем с первой золотой формулы: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражняться из «лежачих» или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) – с постепенным увеличением нагрузки к положению прямостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям)! (рис. 1)

     

    Такая последовательность чередования основных движений предложена не случайно. Если взять за основу эволюционную теорию Ч.Дарвина и его сторонников о происхождении человека (а она сегодня является доминирующей в мире), то мы ясно увидим путь формирования физического (телесного) статуса всего живого на земле: от рыб – к земноводным (амфибиям), рептилиям (пресмыкающимся), затем – к млекопитающим, птицам, приматам и, наконец, к «Homo erektus» («человеку прямостоящему»), нашему с вами предшественнику. Данная эволюционная логика, не случайно отобранная природой, не исчезала от одного вида животных к другому, а закреплялась и передавалась в генном коде. Такую же программу двигательного развития имеет каждый рождающийся ребенок, независимо от наших желаний. Так, вынашивание женщиной зародыша, находящегося в околоплодных водах (особенно на последних месяцах беременности), соответствует «рыбьему» периоду эволюции живого; первые движения новорожденного в положении лежа – напоминают действия древних земноводных, чувствующих себя еще беспомощно на суше, последующее ползание на животе очень похоже на перемещения у пресмыкающихся. Далее, примерно в полгода, малыши пытаются самостоятельно сидеть, высвобождая при этом руки-«крылья», что очень похоже на птиц и т.д.

    В этом плане особое значение приобретает биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем – онтогенез повторяет филогенез, – что означает: в своем индивидуальном развитии (особенно на ранних этапах) ребенок как бы ускоренно повторяет всю предшествующую этапность своего исторического становления от простейших животных форм к человеку разумному.

    Если же снова вернуться назад, к внутриутробному развитию плода, то в эмбриологии уже давно существует закон рекапитуляции признаков, согласно которому на определенных стадиях развития человеческий зародыш напоминает рыбу, амфибию, рептилию и, наконец, млекопитающее. По словам известного ученого-эволюциониста Айзека Азимова: «Человеческий зародыш по-прежнему на определенной стадии развития имеет хвост и жаберные щели»!

    Следует отметить и другой распространенный взгляд на происхождение человека – библейскую версию о его сотворении «Создателем». Не углубляясь в существо спора о первопричине появления Человека, приведем лишь последовательность сотворения всего живого на земле из Библии (глава 1 «Бытие»): «И сказал Бог да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (20). И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (21). Это было в день четвертый сотворения. А вот что происходило согласно Библии в день пятый: «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их…» (25). В шестой день: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (26). «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (27).

    Как видим, не смотря на принципиальные разногласия о способе происхождения человека, библейская версия иллюстрирует аналогичную теории эволюционного развития последовательность происхождения видов животных от простейших организмов – к более сложным. А это для нас с вами и является сейчас самым важным.

    Обобщая все сказанное выше, я взял на себя смелость дополнить с позиции педагога-методиста основной биогенетический закон Э.Геккеля, чтобы представить его теперь в более адаптированном к педагогике виде:

    «Онтогенезис повторяет филогенезис, а разумная система физического воспитания детей должна повторять в своей основе логику онтогенеза!»

    Ведь Природа-мать или Господь уже отобрали для развивающегося ребенка самую оптимальную последовательность становления его двигательных функций – ее демонстрируют младенцы в течение первого года жизни: лежание – ползание – сидение – вставание – стояние – ходьба – лазание – бег – прыжки! (рис. 1). Вот почему нам необходимо положить в основу всех программ (в том числе и государственных) именно такую методическую последовательность формирования основных движений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Можно уверенно утверждать, что именно эволюционный принцип должен стать основополагающим в теории и методике физического воспитания детей, в разработке программ и учебных пособий, планов-конспектов занятий (уроков) физкультуры и перспективного планирования.

    Само занятие или урок по физической культуре будут проводиться в стиле «эволюционного ролика», всякий раз повторяя в своей основе логику развития и совершенствования животного мира и человека. Я уверен, что более совершенной методики не существует – все уже давно есть, Вселенная главное нам уже дала! В традиционном же проведения занятий (уроков) по физической культуре все происходит с точностью наоборот: в начале проводятся построения, перестроения, различные строевые действия, затем выполняются разновидности ходьбы, бег и даже прыжки, после чего в основной части дети могут упражняться в положении сидя, ползают различными способами и выполняют физические упражнения в положении лежа. Выходит, что мы бросаем вызов самой Природе, вместо того, чтобы следовать ее естественной мудрости…

     

    Вторая золотая формула двигательного развития ребенка трансформируется из первой, как бы продолжая и уточняя ее. Заключается она в следующем: в любом из исходных положений (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и т.д.) разумно начинать упражнения с более низких поз (с минимальной высотой общего центра масс над опорой) и лишь затем переходить к максимально высоким в данном положении позам .

    В основе этого утверждения лежит известное положение биомеханики: чем ниже высота общего центра масс (ОЦМ) человека, расположенного в крестцовом отделе позвоночника, над опорой, тем легче в энергетическом плане исходная поза или упражнение; и наоборот, чем выше ОЦМ над опорой, тем сложнее в плане энергетического обеспечения данная поза или упражнение. Наглядно этот постулат можно рассмотреть на примере ползания. Методически верно будет начинать упражнения с малышами в позе на низких четвереньках (с опорой на локти и колени), далее – продолжать тренинг в позе на средних четвереньках (с опорой на ладони и колени), затем переходить к высоким четверенькам (на ладонях и стопах) и, наконец, к выполнению самых энергоемких упражнений – бегу и прыжкам на высоких четвереньках, когда высота общего центра масс над опорой достигает своего максимума!

     

    Третья золотая формула может быть сформулирована следующим образом: в любом исходном положении (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и др.) разумно начинать упражняться из «позы эмбриона» (позы группировки, позы «закрытого цветочного бутона») – с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей!

    Данное утверждение явилось результатом «подсмотренной» у Природы закономерности, суть которой сводится к тому, что при вынашивании плода (беременности), в период раннего онтогенеза, во время сна, при усталости, болезни и прочих неблагоприятных условиях среды (для растений – засуха, для животных – холод) все живое отдает преимущество сгибательным позам. Так, мы знаем, что у беременной женщины плод находится в околоплодных водах в «позе эмбриона», в собранном, сгибательном положении, – так удобно и для него, и для матери. Наблюдая новорожденного первых недель жизни, обращает на себя внимание выраженная сгибательная установка конечностей. Пеленание младенцев как раз и направленно на выпрямление, выравнивание рук и ног. Правда, в свете нового взгляда на естественное физическое развитие малышей (третья золотая формула) традиционный подход к принудительному пеленанию должен быть пересмотрен. Отрадно, что целым рядом авторов уже предложен более естественный, свободный стиль пеленания младенцев.

    Серию аргументов пополнят и данные специалистов НИИ физиологии АПН СССР, которые еще в начале 80-х годов прошлого века доказали, что у дошкольников первых лет жизни мышцы-сгибатели туловища и конечностей развиты лучше, чем мышцы-разгибатели – значит это для чего-то было заложено самой Природой. Не может не заинтересовать и утверждение анатомов о том, что самой оптимальной для отдыха человека является полусогнутая поза лежа на боку, при которой практически все мышцы максимально расслабленны. Еще один аргумент в пользу третьей золотой формулы: английский естествоиспытатель Лайоэлл Уотсон в своей книге «Ошибка Ромео» выдвинул версию, поясняющую преимущество сгибательных поз у животных и человека. Ее суть заключается в следующем: всякий живой организм обладает определенным зарядом и может быть представлен в виде условной электрической цепи. Когда в согнутом положении верхние и нижние конечности соединяются – цепь замыкается, и электрическая разница потенциалов возрастает, что повышает общую энергетику организма и создает лучшие условия для жизнедеятельности. Вот почему уставшие, больные, размышляющие над сложными проблемами люди, неосознанно принимают сгибательные («замкнутые») позы. Естественно, что актуальность этих поз тем большая, чем ниже и горизонтальнее исходное положение ребенка – с выпрямлением туловища к прямостоянию, ходьбе и т.д. значение данной закономерности снижается.

     

    Четвертая золотая формула двигательного развития детей может быть представлена в следующем виде: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой (шейным отделом позвоночника), затем в плечевом поясе и руками, далее упражняются мышцы туловища (груди, живота, спины), потом тазового пояса (подвздошно-поясничные сгибатели, затем ягодичные разгибатели) и нижние конечности; и, наконец, все вместе взятое в таких глобальных двигательных проявлениях как ходьба, лазание, бег и прыжки! .

    Такая естественная последовательность формирования движений у детей изначально определена особенностями строения и развития центральной и периферической нервных систем. В медицине уже давно известна кранио-каудальная последовательность формирования движений у новорожденных, таким же образом строится процесс восстановления (реабилитации) у детей-инвалидов, страдающих церебральными или спинальными параличами. Более просто и понятно это правило можно сформулировать так: в каком бы положении ни находился ребенок, движения должны выполняться по направлению «от темечка – к пяткам». Причем, чем ниже двигательный режим (лежачий-ползательный-сидячий), тем актуальнее для занимающегося будут движения головой и руками; и наоборот, чем выше и вертикальней положение или поза – тем более значимыми становятся движения в тазовом поясе и нижних конечностях. Это правило я образно назвал «феноменом двух кувшинов»: чем горизонтальней расположен кувшин, тем больший прилив условной жидкости-энергии происходит к верхней части кувшина (горлышку); чем вертикальней стоит кувшин, тем больше жидкости (энергоносителей) концентрируется в нижней его части. Именно это естественное перераспределение энергии в человеческом теле в зависимости от его положения в пространстве и определяет методическую последовательность физических упражнений. При традиционном подходе к физкультуре педагог вместе с детьми довольно часто в положении стоя выполняет упражнения для мышц и суставов шеи, плечевого пояса и рук, что методически некорректно.

     

    Пятая золотая формула двигательного развития дошкольников дополняет и уточняет предыдущую. Выглядит она так: работая над конечностями ребенка (руками, а затем ногами), первыми надо выполнять движения в крупных, близлежащих к туловищу суставах (плечевых, тазобедренных), затем подключать средние и несколько отдаленные от туловища суставы (локтевые, коленные) и, наконец, задействовать самые мелкие и наиболее отдаленные от туловища суставы (кистевые, голеностопные).

    Такая природная последовательность также определена особенностями строения и развития нервной системы человека (ребенка) – ведь нервные двигательные пути идут от центра к периферии. Сигнал, посланный из коры головного мозга, по стволу мозга достигает шейного утолщения спинного мозга, где «перебрасывается» на периферические нервные окончания, иннервирующие руки. Если же упражняются нижние конечности – сигнал из коры головного мозга проходит по центральному нейрону до поясницы, где в соответствующем утолщении спинного мозга переключается на периферические нейроны, обеспечивающие чувствительность и двигательную активность ног.

    Данная золотая формула убедительным образом подтверждается первыми двумя, суть которых для краткости можно выразить так: «начинать упражняться с детьми целесообразно от горизонтальных положений и следовать к вертикальным, от низких поз – к высоким». Так вот, чем ниже и горизонтальнее положение ребенка, тем более задействованы в движениях крупные, близлежащие к туловищу суставы – это наглядно видно при ползании по-пластунски и на низких четвереньках. С дальнейшей вертикализацией позы (например, при ползании на высоких четвереньках) в движениях задействуются более отдаленные от туловища суставы.

    В неврологии, ортопедии, ЛФК уже давно известно правило восстановления травмированной, паретичной конечности: от проксимальных (близлежащих к туловищу) отделов – к дистальным (отдаленным от туловища)! Это еще один аргумент в пользу предлагаемого методического подхода.

     

    Шестая золотая формула заключается в следующем: чем ниже положение или поза ребенка во время его упражнения, тем более естественным для него будут относительно медленные, спокойные и плавные движения (в стиле ползущего питона) и наоборот, чем выше положение тела занимающегося (в ходьбе, беге, подскоках, прыжках), тем более характерными для него должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения (в стиле скачущего коня)!

    Данную закономерность я позаимствовал из зоологии. Примитивные классы животных (земноводные, пресмыкающиеся) имеют низкое расположение тела над поверхностью опоры, которая оказывает ощутимое сопротивление при их перемещении – вот почему абсолютная скорость передвижения у них сравнительно низкая. У тех же видов животных, у которых имеются длинные и развитые конечности, а также более высокое расположение общего центра масс над опорой, – скорость перемещения в пространстве в десятки раз больше (млекопитающие, парнокопытные). В своем эволюционном двигательном развитии от лежаче-горизонтированных положений к вертикальным основным движениям (как на одном физкультурном занятии, так и в течение учебного года) ребенок должен правильно использовать соответствующие стили двигательно-игровой активности, обозначенные выше.

     

    Седьмая золотая формула отражает еще одну интересную биологическую закономерность: чем ниже и горизонтальней положение тела человека – тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений (напоминающий брошенную на пол веревку), и наоборот, чем выше и вертикальней положение тела относительно опоры, – тем более напряженным должен быть режим мышечной деятельности (напоминающий прочно стоящую вертикально колонну).

    В основе этого методического правила лежит уже давно известный в медицине ортостатический эффект, наблюдающийся у человека: в лежачем положении все жизненные функции (частота сердечных сокращений, частота дыхания, артериальное давление, мышечный тонус, тонус сосудов, гравитационное раздражение скелета, иррадиация возбуждения в коре головного мозга) снижаются до определенного минимума. И, наоборот, в вертикальном положении все перечисленные выше показатели устремляются к максимальным значениям (сравните мышечное напряжение и пульс лежащего и бегущего человека). Другими словами, горизонтальные положения являются более пассивными и релаксационными (расслабляющими, характерными для медитации), в то время как вертикальные положения по сути своей более активные, тонические, характерные для напряжения (т.е. концентрации). Не имеет методического смысла напрягать скелет и мышечный корсет в лежачих положениях. В то же время некорректными будут упражнения на расслабление всего тела в положении стоя. В традиционной системе физического воспитания такое распространенное упражнение как отжимание в упоре лежа как раз и выполняется в режиме максимального мышечного напряжения. Педагоги, в соответствие с инструкцией, добиваются того, чтобы тело детей при выполнении данного упражнения было полностью выпрямленным и жестким (туловище и ноги составляли единую прямую линию), а этого можно достичь только за счет значительного мышечного напряжения. Наши дети ближе к Природе и ее законам, а потому большинство из них предпочитает отжиматься по-другому: или поднимая таз, или же, наоборот, опуская живот вниз. Оба эти приема позволяют в значительной степени снять мышечное напряжение, столь неестественное для лежачего положения. Нам нужно чаще наблюдать за движениями детей и многому у них учиться в методическом плане…

     

    Восьмая золотая формула двигательного развития детей гласит: для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) естественными являются относительно медленные, спокойные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые, частые и хлесткие движения.

    Эту закономерность можно объяснить «принципом баллистической волны» (или «феноменом кнута») В.В.Клименко. Так, если отснять на видео, а затем проанализировать движение кнута в руках умелого пастуха, то откроются поразительные вещи: относительно медленное движение массивной рукоятки кнута посредством передачи кинетической энергии трансформируется на конце в щелчок, похожий на пистолетный выстрел – скорость на кончике кнута в 15-20 раз превышает начальную скорость движения рукоятки! Ученый, открывший этот феномен, предложил рассматривать тело человека как условный кнут: туловище и таз в качестве рукоятки, а конечности – как кнутовище. Известный из школьной программы закон сохранения кинетической энергии гласит: чем больше масса тела в отдельно взятой замкнутой системе, тем меньше его скорость и наоборот, чем меньше масса, тем больше скорость. Вот почему методически неправомерными видятся теперь быстрые движения, осуществляемые крупными мышечными массивами туловища – тот же стандартный тест на скоростное сокращение мышц брюшного пресса из положения лежа на спине при переходе в положение сидя.

    К тому же, из анатомии известно, что в крупных мышцах человека преобладают красные или медленные мышечные волокна (миофибриллы), в то время как в мелких – белые или быстрые мышечные волокна. Все это и определяет выбор правильного режима мышечного сокращения для тех или иных групп мышц.

    Исходя из данной формулы, можно сразу же дать педагогам следующий методический совет: не делайте с детьми очень быстрых движений туловищем (позвоночником), а также в плечевых и тазобедренных суставах, особенно прямыми конечностями. Это – неестественный режим движений, а, значит, он не несет максимальной пользы организму ребенка.

     

    Итак, уважаемые коллеги, я предлагаю вам запомнить самое главное – в своей педагогической деятельности воспитатель, инструктор по физической культуре или учитель должны следовать не столько искусственным инструкциям, которые нам время от времени «спускают верху», сколько логике Природы, т.е. основывать свои частные педагогические методики на более глобальных законах биологического развития человека (в частности, ребенка). Представленный выше (хоть и в кратком изложении) научно-методологический базис позволит вам в корне изменить всю систему физического воспитания и спортивной тренировки у детей, а также систему коррекции и реабилитации имеющихся у них двигательных нарушений.» .