![]() | Суббота, 04.02.2023, 15:49 |
![]() | МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь |
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
![]() | Методика Никитиных | ![]() |
![]() |
Методика Никитиных Система Никитиных признана в Америке,
Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин
(21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители,
педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из
основоположников методики формирования творческих способностей с самого
раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний
день у них 24 внука. Биография
Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко. Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой. Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне – 28. Их объединили общие интересы – педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание. Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью. В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 – Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 – Иван и самая младшая – Любовь. Как всё это начиналось
Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях. Но вскоре, они стали замечать, что малыш
плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на
него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда
Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам
воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына,
развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш
ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование
проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая
ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия. Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных. Интуитивно накопленный супругами
Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для
дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и
потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок,
создавались их принципы семейного воспитания.
Но Никитины, видя своих детей здоровыми,
сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам
осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через
классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:
Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени. Никитин считает, что у родителей должна
быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для
этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду.
Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже
появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и
цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры,
измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и
пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы,
строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в
разных сочетаниях в доме и во дворе). Основные принципы методики Никитиных Правильнее - просто радоваться успехам
детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин «
Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не
"срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним
делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда
мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще
получится!")».
Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.
Вся семья собралась за столом на ужин.
Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на
коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол
и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял
ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая
потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще
прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты
мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш
пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива
к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую
оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он
протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих
действиях из каких-то затверженных Ошибки воспитания
Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, "quot;предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка"quot;.
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Некоторые из никитинских игр очень похожи на блоки Фребеля.
Фридрих Фребель - это немецкий педагог 19 века, основатель первых детских садов (KinderGarten). Он сконструировал блоки, которые позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое. Всего наборов блоков 8, они возрастают по сложности. "quot;Кирпичики"quot;, описанные у Никитиных - это один из наборов Фребеля. Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.
Т. к. в основном никитинские игры направлены на развитие логики и построение образов, они не могут быть единственным средством развития ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в которых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее развитие ребенка.
Методика закаливания Никитиных О развивающих играх для детей по методике Никитиных.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | Copyright MyCorp © 2023 Создать бесплатный сайт с uCoz | ![]() |