Методика Николая Зайцева
Младенец, пытающийся
сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом
соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно
отдельных букв, всегда только слоги. Ученые, занимающиеся этой проблемой,
открыли, что традиционный, вербально-фонемный, принцип обучения чтению
расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные
"элементики". Ими было установлено, что такая методика не только
глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые
патологические звуко-речевые комплексы. Таким образом, показано, что традиционный
принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую
психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из факторов
формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная
напряженность сама по себе уже создает ситуацию развития ранних психических
нарушений.
Выдающийся педагог-новатор
из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев (р.1939), настойчиво
рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как
технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье
ребенка.
Все его пособия, главным и
наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на
естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается
на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности
подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с
большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда –
поодиночке.
Зайцев увидел единицу строения языка не в
слоге, а в складе.
Склад - это пара из согласной с гласной, или
из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими
складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает
составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.
Кубики он сделал различными по цвету, размеру,
и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между
гласными и согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4
лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше
помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев,
требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале
занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения
автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив
занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению
малышей первого года жизни переложила Лена Данилова).
В целом складовый принцип обучения чтению с
помощью звучащих кубиков Н. А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе,
свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе
ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью
собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.
Безусловным достижением автора является
системный подход к такому предмету, как математика. Предлагаемая автором
методика основана на системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно
показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и
какие действия можно с ними производить. Зайцев в доступной форме рассказывает,
откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними делать. Эта методика
рассчитана на детей 3 - 4 лет, но ее также можно использовать и для учеников
начальной школы.
Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем
детям – быстрым и медленным, слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев
предпочитает брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют
основной поток. В этом, в принципе, и должна заключаться суть всех развивающих
методик.
«Стосчет» Н.А.Зайцева
Обучение чтению по Н.Н. Зайцеву
Английский язык по Н.Н.зайцеву
|