
Родился в семье крестьянина,
славившегося прекрасным арабским письмом. Сын унаследовал этот талант,
преподавал каллиграфию на факультете восточных языков Петербургского
университета (среди его учеников – будущий акад.И.Ю.Крачковский),
украсил орнаментами и цитатами из Корана мечети Петербурга и Бахчисарая.
Среди его учителей – И.Бораганский. Акчокраклы проучился один год в
Турции (1895), затем с целью самообразования посетил Каир (1908). В
анкетах свое образование указывал «незаконченное среднее». Это, однако,
не помешало ему стать образованнейшим человеком своего времени,
последним Крымским энциклопедистом.
Пребывая
в Петербурге, Акчокраклы издал перевод басен Крылова, опубликовал поэму
Пушкина «Бахчисарайский фонтан» параллельно на
русском и
крымскотатарском языках (упрощенной арабской графикой, предложенной
И.Гаспринским (1899-1901). Позже им была переведена комедия Гоголя
«Женитьба». В 1901-1905 гг. Акчокраклы служил в армии, 1908-1910 гг.
редактировал в Оренбурге журнал «Шура». Как личность и как ученый
сформировался под влиянием Гаспринского, будучи сотрудником газеты
«Терджиман» (1906, 1910-1916). Работу в газете совмещал с преподаванием в
медресе Зынджырлы.
В 1917-1918 гг.
Акчокраклы избирался членом Курултая, но активной политической
деятельности не вел. Его склонности находились в другой области.
Полностью отдаться науке и преподаванию он смог только после окончания
гражданской войны. Весной 1921 года по его инициативе и непосредственном
участии в здании, где прежде печатался «Терджиман», был открыт
дом-музей И.Гаспринского. В 1922 году приглашен на работу в Крымский
университет, вскоре преобразованный в педагогический институт. В 1923
году принят в ТОИАЭ.
Расцвет научной деятельности Акчокраклы
пришелся на серередину 1920-х годов, когда он утвердился как археолог,
фольклорист, историк и эпиграфист. В пединституте преподает турецкий
язык и восточную каллиграфию, позже крымскотатарский фольклор и
этнографию.
Акчокраклы стал одним из
основоположников нового направления в востоковедении – крымского
татароведения. Он изучает прошлое и настоящее родного народа: историю,
язык, этнографию, культуру. В конце 1924 – начале 1925 года газета «Енъи
дунья» печатает 23 очерка Акчокраклы о городах и селах Крыма, их
достопримечательностях. Он участник археолого-этнографической экспедиции
1925 года, когда открыл историко-литературный памятник – поэму Джан
Мухамеда о походе Тугайбея на помощь Б.Хмельницкому. Об этом Акчокраклы
сделал доклад на заседании ТОИАЭ и на II Всеукраинском съезде
востоковедов в Харькове (1929 г.). Краткое изложение поэмы опубликовано в
украинском журнале «Східний світ». Находился в дружеских отношениях с
акад. А.Е.Крымским, опубликовал статью в последнем сб. «Студії з Криму»
(1930 г.).
Другое научное открытие Акчокраклы – крымскотатарские
родовые знаки–тамги. Он собрал около 400 тамг, произвел их
систематизацию и научное описание. 
Отличное знание арабского и
турецкого языков позволило Акчокраклы успешно изучить многие
эпиграфические памятники Крымского средневековья в Старом Крыму, Отузе,
Чуфут-Кале. Как знаток крымскотатарского фольклора, Акчокраклы изучал
древние эпосы «Чора-Батыр», «Къопланды Батыр», «Эдиге». Вместе с
композитором Асаном Рефатовым подготовил либретто оперы «Чора-Батыр» -
первой оперы на крымскотатарском языке. В 1927 году Акчокраклы написал
пьесу «Бахчисарайский фонтан слез», которая с успехом шла на сцене
Крымского государственного татарского театра.
В
начале 1930-х годов подвергся травле в печати за «национализм», уволен
из Крымского педагогического института (1934 г.). Переехал жить к сестре
в Баку. 7.04.1937 арестован. Обвинялся в восхвалении пантюркизма
И.Гаспринского, контрреволюционной пропаганде и шпионаже. На суде в
последнем слове заявил о своей невиновности. 17.04.1938 расстрелян.