Понедельник, 29.05.2023, 05:12
МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Внедрение региональной программы "Крымский веночек" в педагогический процесс

Поиск
Главная страница
Крымский веночек
Делимся опытом
Наше творчество
Инновации
Детям
Родителям
Воспитателям
Специалистам
Архив материалов
Форма входа
Календарь
«  Май 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • ГБДОУ д/с № 58 Колпинского р-на СПб
  • Центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина г.Симферополь
  • Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н.Орлова
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Для чего вам и ребенку нужен детский сад?
    Всего ответов: 203
    Мини-чат
    https://yadi.sk/i/6xFBY5w1vA6p2g
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru


     
    Обеспечение условий для развития духовно-нравственных начал детей 
    путем внедрения региональной программы «Крымский веночек» в педагогический процесс


     

        

    Наилучшее воздействие на формирование    

     дружеских чувств к детям других национальностей

    оказывает общение с ними в быту и детском саду.

    М.И.Богомолова

    "Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие” – писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

    Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.

    К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

    Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

    Наш Крым уникален и, безусловно, он отличается от других регионов нашей страны. Издревле Крым был полиэтнической и поликонфессиональной территорией. Крымский полуостров во все времена не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире. Загадочный магнетизм, заложенный самой природой, способствовал формированию полиэтнического сообщества людей. В разные исторические эпохи рождались новые этнические общности, видоизменялись существующие, но ни одна этническая группа не находилась в обособленном положении. Каждый этнос, оседло обосновавшийся на полуострове, вносил присущее ему своеобразие в общую жизнь Крыма.

    Едва ли найдется уголок земли, на котором как в Крыму было бы представлено столь удивительное разнообразие этнических общностей, на протяжении многих веков составлявших население полуострова.

    История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей. Через приобщение  к культурному наследию своего народа и уважению к традициям и обычаям других народов строится система духовно-нравственного воспитания ребёнка.

    Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

    В системе образования целенаправленный процесс  взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

    Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений.

    Этикой межнационального общения человек способен овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных народов, а затем к человеку иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных отношений, в  которых утверждается чувство собственного достоинства.

    Чтобы отразить особенности регионов нашей страны и удовлетворить потребности и интересы детей — носителей различных культур и языков, существует вариативная часть государственного стандарта, которая допускает создание программно-методических материалов.

    "Крымский веночек" (Скачать)  - такое название носит региональная программа Крыма по межкультурному образованию детей дошкольного возраста, которая направлена на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона.



     

    Коллектив педагогов  дошкольного учебного учреждения № 11 «Подснежник», с 2009 г. по 2014 г., изучал и внедрял в систему работы с детьми  программу «Крымский веночек», что являлось основным направлением нашей  работы.

    Тема работы была сформирована педагогическим коллективом:

    «Обеспечение условий для развития духовно-нравственных начал детей путем внедрения региональной программы «Крымский веночек» в педагогический процесс».

    Мы обозначили цель нашей работы:

    Формирование духовно-нравственных ценностей у детей путем воспитания в них уважения к родителям, их культур­ной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от их собственной; подготовка дошкольников к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.

    Это всецело отвечает содержанию и направленности международных и украинских документов о правах ребенка и об образовании, Концепции приоритетных направлений воспи­тательной работы в учебных заведениях АРК.



     

    Для достижения указанной цели, перед коллективом педагогов были поставлены задачи:

    1. Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения:

    - к семье, родному дому, городу (селу, поселку), Родине;

    - к природе родного края;

    - к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

    2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.

    3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.

    4. Воспитание уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей, чувства собственного достоинства и толерантности.

    5. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающих в Крыму — в том числе с семейными и религиозными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.

    6. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира».

    7. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

    8. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных заведениях.



     

    В своей работе педагоги руководствовались такими принципами:

    - Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

    - Принцип приоритета общечеловеческих ценностей: этнической и конфессиональной толерантности, «культуры мира», равноправия языковых, этнических и религиозных групп независимо от статуса, численности и времени проживания на полуострове (в программе за основу берется алфавитный порядок упоминания этносов, языковых или религиозных групп).

    - Принцип возрождения, сохранения и развития этнокультурной самобытности и диалога культур (вопросы традиционной культуры рассматриваются по тематическому принципу).

    - Принцип доступности: формы и мето­ды работы с детьми, объем историко-этнографического материала должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста.

    - Принцип преемственности с начальным звеном образования предполагает продолжение и углубление содержания работы по межкультурному образованию детей младшего школьного возраста.

    Для достижения поставленной цели и задач мы выбрали такие направления работы:

    - Природа Крыма,

    -Люди Крыма и их культуры («Речевое общение на родном языке и "языке соседа”», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников»)

    -Работа с семьей



     

    Участники процесса:

    1.  Взрослые:

    - педагоги (семинары, педагогические советы, мастер-классы, анкетирование и т.д.);

    - родители (консультации, собрания, совместные проекты, памятки, буклеты, размещение материала на сайте и в журнале дошкольного учреждения, анкетирование, просмотр праздников, совместные экскурсии и развлечения и т.д.).

    2. Дети.

    Реализация  работы с детьми осуществлялась на организованных занятиях и экскурсиях,  праздниках и вечерах развлечений (досугов), а также в повседневной жизни: во время прогулок, наблюдений, бесед, в индивидуальной работе, при чтении художественной литературы, при организации театрализованной деятельности и т. д.



     


         
       В дошкольном учреждении созданы условия для для развития духовно-нравственных начал детей путем внедрения региональной программы «Крымский веночек» в педагогический процесс. Это оформление национальных центров ( украинских, крымско - татарских, русских), собраны коллекции кукол в национальных костюмах, красиво смотрятся национальные блюда, сделанные из соленого теста, оформлены уголки знакомства с Крымом, в состав которых входит, альбомы растений и животных, городов, достопримечательностей Крыма, карта Крыма, Красная книга и т.д..   Работа в этом направлении ведется со взрослыми ( родителямии педагогами) и детьми.

     


     

     Педагоги дошкольного учреждения являются активными участниками городских семинаров по «Крымскому веночку»

        На педсоветах  затрагиваются вопросы, воспитания духовно-нравственных начал у дошкольников.
       


     
     


     
    Мастер- класс по народной кукле -  «Кукла-мотанка» от Самойловой Натальи ( мама нашей воспитанницы)  был показан педагогам.Они узнали много нового о  Народных куклах . Наталья Александровна презентовала  куклу-хозяйку, кукол одноручек и неразлучников, куклу-беригиню, куклу-десятиручку, Веснянку, куклу на счастье, куклу со звоночком. Поведала нам о том, что конкретно символизировала каждая кукла и оберегом чего являлась.
         


     


     

    Ознакомление детей с природой Крыма осуществляется в рамках задач, определенных государственной программой образования детей дошкольного возраста. В связи с тем, что природные и климатические условия Крыма значительно отличаются от остальных регионов Украины, есть необходимость познакомить детей с особенностями природных зон Крыма.



     

    Цель: формирование элементов экологического мировоззрения, экологической воспитанности, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма.



     

    Работа по реализации содержания раздела осуществляется в первую очередь в повседневной жизни детей путем наблюдений, экскурсий, практической деятельности: опытов, экспериментов, зарисовывания объектов, составления экологических карт, обустройства экологических троп, подбора коллекций, иллюстрационного материала и т. д. Полученные знания уточняются и закрепляются на занятиях, во время бесед, просмотра видеозаписей, рассматривания альбомов, чтения художественной литературы.



     
    В нашем дошкольном учреждении были организованы совместные проекты


     
    •  «Встречаем птиц». Родители вместе с детьми сделали, украсили и развесили скворечники в детском саду. Каждую весну птицы с удовольствием устраиваются в этих уютных домиках и выводят птенцов.
    • «Камни Крыма» - долгосрочный проект.
     
        
     
           Выставки:


     


     


     


     
       


     


     
     На сайте нашего детского сада (http://podsnezhniksad.ucoz.com/) отображается материал о животных и растениях ближайшего окружения (Белая цапля )
     В журнале «Подснежник» (Скачать ), периодическое издание, выпускающееся нашим ДУУ,  есть постоянная рубрика «Этот удивительный Крым». На страницах издания даются сведения о представителях флоры и фауны Крыма. 
     
     Большая работа проводится в направлении «Люди Крыма и их культура»

    Цель: формирование социальных навыков толерантного поведения, развитие осознанного отношения к себе как самостоятельной личности, равной с другими людьми, интереса к окружающим людям и их культурным традициям, готовности воспринимать позитивный социальный опыт, формирование позитивных этнических стереотипов, желания познать людей и делать добрые дела. 

    В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими людьми, у него только начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Возраст от четырех до семи лет — это период развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

    Посредством коммуникативной деятельности дети способны познать окружающий мир и людей, т. к. общение с людьми является своеобразным видом приобщения к жизни через согласование личных действий с действиями других людей. Задача педагогов — направить познавательную активность детей, быть проводником в незнакомом мире взрослых.

    Для того чтобы выполнить задачи развития речи детей как средства общения,  в семье, детском саду, группе создавалась соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. У нас она  оснащена разными материалами по ознакомлению с окружающим их миром людей, вещей и природы: игрушки, литературные и фольклорные произведения, иллюстративный материал, видео- и аудиозаписи и т. д.

     

    Реализацию этого раздела мы осуществлять на всех видах организованных занятий с детьми (ознакомление с окружающим миром, с природой; изобразительная деятельность, музыка и др.), а также в процессе наблюдений, чтения художественной литературы, игровой деятельности, рассматривания иллюстративного материала, посещения выставок изобразительного творчества и др. 

    Занятие по "Крымскому веночку"

    Для решения задач этого раздела в нашем детском саду организуются тематические недели ( русской, украинской и крымско - татарской культуры). Масленица

    Ребята знакомятся с национальными обрядами и традициями народов Крыма. Играют в народные игры. Слушают крымско-татарские легенды, русские народные сказки, и с удовольствием смотрят кукольные спектакли ( «Ивасик-Телесик»).

     
    Интересной работой было проведение Крымской ярмарки, где была организована выставка  ремесел, национальных блюд Крыма.(  http://youtu.be/bcgxw1LsjnA)


     
    Так же ребята были дипломантами городского конкурса «Цветик-семицветик», где танцевали «Немецкий танец» (http://www.youtube.com/watch?v=_D1mcIeMBh0&feature=share&list=UU2NFo41E1goOHhxVYznI1qw&index=7), «Чорнобривци», "Девичьи гулянья" (http://youtu.be/wa4Qr8xsnCU 


     
    Русский танец (  http://youtu.be/JswHGp3Lsi0)
    Украинский танец ( http://youtu.be/gwZaecGIVA4)
    Танец ложкарей (http://youtu.be/K-5Ops_HEz0)


     
    На праздниках нередко дошколята выступают сольно, где поют песни на своем родном языке ( крымско-татарском, русском, украинском), танцуют народные танцы.


     


     


     
    Вот уже несколько лет мы сотрудничаем с художественным музеем и библиотекой имени Пушкина. Принимаем участие в городском проекте «Симферополь –культурная столица». В рамках этого проекта организуется совместное Посещение музея, Крымского театра( Посещение кукольного театра )


     


     


     


     


     


     
    Благодаря сотрудничеству с библиотекой была организована встреча с крымской поэтессой Раисой Царёвой-Форост . В результате встречи появился проект «Размалюю я краіну кольором барвистим». Дети рисовали рисунки, которые затем выставлялись в Художественном музее


     
    Наши ребята принимали участие в городском конкурсе рисунка на асфальте «Пусть всегда будет мир!» и городском конкурсе "Рисуем Крым ладошками"


     
     


     
    В журнале детского сада есть рубрики: «Интересные места Крыма», «Интересные факты о Крыме» 
     
    В целях воспитания семейных ценностей организуются выставки «Мой папа самый лучший» (Поздравления с 23 февраля в детском саду) , Фотовыставка "Мама - ученица, папа- ученик".


     


     
    Родители вместе с детьми принимали участие в городских конкурсах емейный круг" , "Мамапапая - спортивная семья!" .
    Организация проекта «Семейная реликвия» показал, что некоторые семьи бережно хранят вещи, имеющие ценность в их семье, которые передавались из поколения в поколение.
     Очень увлекла родителей и детей работа над созданием портфолио дошкольника (технология портфолио). Целый год в семьях собирался материал, фото для создания папки достижений и успехов своего ребенка. 


     
    Цель программы «Крымский веночек»-зажечь искорку любви и интереса к истории Крыма, жизни разных народов, их культуре, к природе нашего полуострова, помочь нам, взрослым, воспитать маленьких патриотов своей страны. И она оправдана. В нашем детском саду программа показала высокую практическую значимость в работе с детьми.
    Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. 
    Дети знают, любят и умеют играть в подвижные и народные игры.
    Умеют соотносить увиденное с народными приметами.
    Принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников.
    Знают былинных и сказочных героев, легенды Крыма.
    Знают элементы народных костюмов.
    Умеют различать изделия народных промыслов.
    Используют в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
    Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Она составлена на основе принципов доступности и последовательности, включает конкретные задачи, способы их решения.
    Программа востребована не только воспитателями детских дошкольных заведений, но и родителями.
     
    Слайды  - работа ДУУ по "Крымскому веночку" Скачать удаленно