Портфолио педагога - это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.
Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Рекомендации по работе с портфолио
В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно.
Каждый отдельный материал должен датироваться
Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.
Советы воспитателям по созданию портфолио
1. Предназначение портфолио.
Портфолио предназначаетсядля:
самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).
Основными подходамикразработке иведениюПортфолио являются:
Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).
Основными принципамиформированияиведенияПортфолио являются:
Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
2. Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.
Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности; это комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.
3. Система оценки индивидуальных достижений воспитателей ДОУ.
В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей профессионально-педагогической деятельности воспитателя: квалификации и профессионализма, продуктивности (результативности).
Основнымитребованиями коценкеПортфолио являются:
единые процедура и технология оценивания;
наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя;
достоверность используемых данных;
соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист).
4. Структура Портфолио
Введение
Портрет
Папка профессиональных достижений
Папка достижений воспитанников
Папка подтверждающих документов
Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций
5. Содержание разделов
В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.
В раздел «Портрет»воспитатель включает эссе «Я и моя профессия».
В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.
«Папкапрофессиональныхдостижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
«Папкадостиженийвоспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
«Папкадокументов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.
«Папкаэкспертныхоценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.
Разделы
Рубрики
Содержание
Портрет
Общие сведения о педагоге
Фамилия, имя, отчество, год рождения
Презентации
Автобиография;
Резюме;
Эссе «Моя педагогическая философия»
Профессиональный путь (раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога)
1. Образование: ВУЗ (копии документов)
2. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ (место работы, период, должность)
3. Повышение квалификации - учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов, подтверждающих повышение квалификации)
Наличие учёных и почётных званий и степеней.
Аттестация
Квалификационная категория/разряд, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат
Коллектор
Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым:
- образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- используемых образовательных технологий;
- средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- тематические подборки литературы;
Списки прочитанных за год книг с аннотациями.
Рабочие материалы
Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога
Видеокассеты с записями занятий или их фрагментов;
Конспекту (планы) занятий, праздников, развлечений и др. мероприятия.
Участие в методической работе ДОУ (организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.)
Сценарии открытых мероприятий, фотографии и видеокассеты с их записью (занятия, выставки, экскурсии, КВНы и т. п.);
Аудиовидеокассеты с записями выступления педагога на конференциях, семинарах и пр.
Опыт работы (подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи)
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов;
Тексты, тезисы докладов, статей, программы кружков, секций.
Работа в методическом объединении, сотрудничество с ГМЦ, вузами и другими учреждениями
Тематика, степень участия аттестуемого, результаты сотрудничества
Участие в конференциях и семинарах
Тематика мероприятий, название проводившей её организации, форма участия;
Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр.
Проведение научных исследований, опытно-экспериментальной работы, разработка авторских программ
Тематика и описание творческих, проектных, экспериментальных работ.
Название авторских пособий, дидактических игр и т. п.
Изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы и пр.
Другие документы.
Достижения (динамика результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога за определённый период)
Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы.
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях
Копии дипломов различных конкурсов
Подготовка воспитанников к участию в конкурсах
Победители конкурсов, соревнований и др. Копии дипломов, грамот, полученных детьми.
Отзывы
Отзывы детей, коллег, родителей и др.
Диагностика
Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года
Вариативная часть
Документы по усмотрению аттестуемого
Еще один вариант портфолио педагога:
1. Титульный лист( Ф.И.О. педагога, портрет)
2. Содержание портфолио ( Сюда входят такие разделы: 1общие сведения о педагоге, официальные документы; 2 результаты педагогической деятельности; 3 научно(учебно)методическая деятельность; 4 творческая деятельность; 5 учебно-материальная база; 6 коллектор)
3. РАЗДЕЛ I - Общие сведения (место работы, должность, образование, пед.стаж работы, аттестация,полученные грамоты, знаки отличия,основные направления работы. Копии всех документов прилагаются к портфолио)
4. РАЗДЕЛ I I - Результаты педагогической деятельности ( Материалы по результатам освоения детьми Госстандарта дошкольного образования – Базового компонентадошкольного образования в Украине и Базовой программы развития ребёнка дошкольного возраста «Я у Світі».)
5. РАЗДЕЛ I I I - Научно(учебно) методическая деятельность.( 1. Использование инновационных технологийв образовательном процессе; 2.Работа в методических объединениях, сотрудничество с городским центром, ВУЗами и другими учреждениями; 3. Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, выставках; 4. Участие в проведении научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; 5. Проведение педагогических исследований; 6 Разработка авторских программ, методических рекомендаций, публикаций в научно-методических изданиях;7 Основные направления вработе с родителями.)
6. РАЗДЕЛ IV - Творческая деятельность ( Сведения о мире собственных интересов; участие в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках, тренингах, клубах и др.. Копии документов, достижений, грамот, дипломов прилагаются.)
7. РАЗДЕЛ V - учебно-материальная база
8 КОллектор.