Совместнаядеятельность педагогов и
родителей в эколого-образовательномпроцессе
дошкольного учреждения
«Предназначение дошкольного экологического образованиясостоит не столько в присвоении детьми знаний о предметахи явлениях, сколько в формировании навыков
бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать
именно так: щадящим и сберегающим образом»
Потапова Т.В ( доктор биологическихнаук )
Экологическое
воспитание одна из задач детского сада
«Подснежник », которая рассматривается через воспитание любви к природе родного
края.
На
протяжении нескольких лет коллектив ДУУ стремится к созданию нового культурного
образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение
детьми навыков экологической грамотности всех субъектов
эколого-образовательного пространства. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего образования выдвигает перед
специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств
экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может
быть воплощение совместных с родителями экологических проектов. Проекты-это опыт совместной детско-взрослой
деятельности по организации и использованию эколого-развивающей среды. Для
детей участие в экологических проектах-это увлекательная игра в « учёных», «
исследователей », «защитников природы». Для взрослых участников проектов (
педагогов, родителей )- это новые интересные формы взаимодействия с детьми.
« Нашпрекрасный
детский сад ». Под таким названием был разработан и реализован
совместный долгосрочный творческий проект детей, родителей и педагогов детского
сада. Проблему «Как преобразовать территорию и участки детского сада с
наименьшим ущербом для окружающей среды и с наибольшей пользой для детей?».
Инициативные группы решили по-разному, проявив при этом творчество, выдумку,
фантазию, мастерство, знания вопроса. В результате этого проекта наш детский
сад действительно стал прекрасным и в городском конкурсе «Природа-источник
знаний, творчества и вдохновения». Занял 2 место. « Мастерская природы » ( для детей 6
лет ). Художественную мастерскую воспитатели вместе с детьми и родителями
оборудовали прямо на участках детского сада, превратив старые пни и спилы в
«улитку», «божьих коровок», «гусениц», сказочных персонажей. Благодаря участию
в проекте с дети поняли, что искусство отражает окружающий мир и художник
изображает то, что вызвало его интерес и удивление..Совместно с
родителями ребята создавали замечательные пейзажи и натюрморты из окрашенного
песка и камней. Лучшие работы использовались для дизайна уголка природы,
заполняя тем самым развивающую среду. Метеобюро « Народные приметы ». Предсказать
погоду, даже не слушая её прогноз по радио и телевидению, могут дети из старшей
группы «Знайки », участники проекта « Метеобюро «Народные приметы». Ребята так
много узнали о растениях-синоптиках, что даже создали свой собственный
справочник. Благодаря ему можно узнать, какие растнеия и как предсказывают
погоду. В проектную деятельность были вовлечены и родители воспитанников.
Вместе с детьми они сочиняли сказки, мастерили книги для экологической
библиотеки, собирали коллекцию народных примет, то есть внесли свой вклад в
организацию развивающей жкологической среды. «Ёлочка-зелёная иголочка ». В
рамках этого проекта проводилась экологическая акция. В ходе работы над
проектом дети средней группы «Звёздочка» наблюдали, эксперементировали, лепили,
знакомились с литературными произведениями. А родители оформили великолепную
выставку «Зелёная красавица », на которой были представлены ёлки, изготовленные
из бросового материала. Хочется надеяться, что в результате проекта
«Ёлочка-зелёная иголочка» мы способствовали формированию у детей и взрослых
экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.
Совместоно с родителями педагоги
нашего сада реализовали следующие долгосрочные и краткосрочные проекты: «От
семени до цветка», «Кормушка для птиц», «Встречаем птиц», «Зелёные друзья». В перспективе планируем совместно с родителями подготовить и воплотить
экологические проекты: «Жалобная книга природы», «Жизнь вокруг нас»,
«Ландшафтный дизайн», «Экологический вестник». Результаты проведённой совместнойпроектной детско-взрослой деятельности стало следующее: вовлечение
родителей воспитанников в активное эколого-образовательно простронство детского
сада; выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского
сада. Участники экологических проектов получили не только новые знания, но и
приобрели навыки бережного созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность
помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в
семейном воспитании, объективно оценить возможность своих детей и сотрудничать
с ними как с равноправными партнёрами. Работа
по решению выявленной детьми той или иной проблемы не должна ограничиваться
рамками образовательного учреждения, поэтому родители должны стать
полноправными участниками педагогического процесса. Домашние задания по сбору
необходимой информации приучат воспитанников и их родителей к поиску источников
информации, работе с ними. Именно на
этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе,
накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него, формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы
экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если
взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой:
понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с
ним.