Среда, 28.06.2017, 06:37
МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Психогимнастика в детском саду

Поиск
Главная страница
Крымский веночек
Делимся опытом
Наше творчество
Инновации
Руководство ДОУ
Детям
Родителям
Воспитателям
Специалистам
Архив материалов
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
  • ГБДОУ д/с № 58 Колпинского р-на СПб
  • Центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина г.Симферополь
  • Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н.Орлова
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 331
    Мини-чат
    200
    Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0
    Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

    Психогимнастика в детском саду
    В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

    Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

    Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

    Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

    Структура комплекса психогимнастики

    Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

    Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.

    Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

    І фаза. Мимические и пантомимические этюды.

    Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

    ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

    Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

    При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

    Фаза носит психопрофилактический характер.

    ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

    Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

    Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

    IV фаза. Психомышечная тренировка.

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

    Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости". Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

    Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

    Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе - 10 -12 детей.

    Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи позначен словом фон). С их помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.

    Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику.

    Пример записи.

    Группа № 1.

    1. Катя М. - робость, страхи.
    2. Сережа С. - неустойчивое внимание, расторможенность.
    3. Саша М. - пониженное настроение.
    4. Юра Г. - упрямство, жадность.
    5. Лена К. - фон.

    Цель курса психогимнастики для группы № 1.

    1. Обучение детей выразительным движениям.
    2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
    3. Формирование у детей моральных представлений.
    4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
    5. Снятие эмоционального напряжения.
    6. Обучение ауторелаксации.

    При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.

    Специфика организации занятий.

    1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.
    2. Все занятия строится на сюжетно-ролевом содержании.
    3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчит тренировку внутреннего внимания детей.
    4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.
    5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.


    Игры, этюды на развитие внимания

    Игры на преодоление двигательного автоматизма

    Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании

    Этюды на выражение удивления

    Этюды на выражение отвращения и презрения

    Этюды на выражение гнева

    Этюды на выражение вины и стыда

    Этюды на отображение положительных черт характера

    Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.

    Примеры игр и упражнений, направленных на профилактику и снятие тревожного состо...