Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего
первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от
взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную,
активную личность.
Психологические особенности дошкольного возраста
Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности
людей.
К 1 году ребёнок использует
7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает
смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
К 1,5 годам словарный запас
ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и
показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к
нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
К 2 годам словарный запас –
300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает
существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется
фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов
свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии,
зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
К 2,5 годам словарный запас
составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где?
куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна
настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или
глухоту.
К 3 годам появляется вопрос
вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему
помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже
сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его
мышления.
Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может
узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
К 3.5 годам осваивает
конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы
сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками.
Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален,
доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
3 – 4 года –
самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм,
строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет
себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые
игры).
К 4 годам способен понять
то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет
простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно
заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной
вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может
заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
К 4,5 годам способен
ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?
К 5 годам ребёнок умеет
назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к
дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может
нарисовать человека со всеми основными частями тела.
С 5,5 лет ребёнку доступны
все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
5-6 лет гармонизация
отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со
стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям –
критический возраст для формирования способности любить другого человека