Четверг, 23.11.2017, 05:07
МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 "Лунный гость"Конспект занятия по развитию речи + ТРИЗ

Поиск
Главная страница
Крымский веночек
Делимся опытом
Наше творчество
Инновации
Руководство ДОУ
Детям
Родителям
Воспитателям
Специалистам
Архив материалов
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • ГБДОУ д/с № 58 Колпинского р-на СПб
  • Центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина г.Симферополь
  • Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н.Орлова
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Кто вы?
    Всего ответов: 212
    Мини-чат
    200
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

                              Конспект занятия по развитию речи

                        с использованием технологии ТРИЗ

                                      в старшей группе

                                                                                          воспитатель: Беридзе Е.А.
    Дошкольное учебное учреждение № 11 «Подснежник»

                                                  г.Симферополь


                                   «Лунный гость»

     

    Цель:  обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.

     

    Оборудование: Игрушка Лунтик,  модель для придумывания загадок, картинки: самовар, меда, очки, ромашка.

     

    Ход занятия:

    Воспитатель: у нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость  и он не является человеком.

     

    Дети : Это птица?

    Воспитатель: Нет, это не птица

    Дети: Может это насекомое?

    Воспитатель: Нет, это не насекомое

    Дети: Может это какой-то зверек?

    Воспитатель: Да, но зверек необычный, а волшебный. ( Воспитатель загадывает загадку)

     

    Он сиреневый такой,
    Машет весело рукой.
    Он свалился к нам с луны –
    Знают, любят малыши.

     

    Дети: (Лунтик)

     

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился?

    Дети: Упал с луны.

    Воспитатель: А каким образом еще  мог у нас появиться?

    Дети: прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и.т.д.

    Воспитатель: а если прилететь, то на чем?

    Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...

    Воспитатель: Лунтик говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Дядя Шер решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Лунтик слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему? Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он бы хотел придумать загадку ( самовар, мед, цветок ромашка, очки)

    Дети: да!

    Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о самоваре.  Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части  зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

    Модель

    Какой?

    Что бывает таким же?

     

     

     

     

     

     

    Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
    - Какой самовар по цвету? - Желтый.

    Воспитатель записывает слово желтый в первой строчке левой части таблицы.
    - Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
    - Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

    Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

    Какой?

    Что бывает таким же?

    Желтый

    Солнце

    Шипящий

    Вулкан

    Круглый

    Арбуз

    Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

    ПР: желтое - солнце, но не простое, а яркое солнце.

    Табличка может выглядеть следующим образом:

    Какой?

    Что бывает таким же?

    Желтый

    Яркое солнце

    Шипящий

    Проснувшийся вулкан

    Круглый

    Спелый арбуз

    После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

    Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

    Итоговая загадка про самовар: "Желтый как яркое солнце; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". ( Воспитатель «записывает результат для Лунтика»)

    Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Разбежались»

    Подвижная игра «Разбежались!»

    Правила игры

    Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.

    Называются признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.
    Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо, низкие — налево), предполагающие вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет» — а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных?).

    Игрушка Лунтик тоже принимает участи в игре и выполняет соответствующие команды. Игра  проводиться в быстром темпе на выбывание.

    После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед, ромашка, очки. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.

    В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Лунтику придуманные ими загадки.