Старшие дошкольники любят рассматривать книжки, слушать, как их
читают взрослые, у них возникает желание
научиться читать самим. Большинство родителей
и педагогов удовлетворяют этот интерес, знакомя детей с буквами, основами чтения. К сожалению, отдельные родители и педагоги считают необходимым расширять рамки обучения элементам грамоты вплоть
до содержания программы первого класса.
Подобные попытки не всегда успешны: неумелое или принудительное обучениечтению
тормозит интерес ребенка к этому процессу,
вызывает у него противоречивые или негативные переживания, продуцирует стремление избежать таких занятий и
создает трудности в будущей жизни
школьника. В семье, в дошкольных и
внешкольных учебных заведениях, стремясь как можно лучше подготовить ребенка к
обучению в школе, его стараются научить
и читать, и писать. Ввиду физиологических особенностей развития мышечной системы, в частности
недостаточного развития мышц кисти
руки, эта задача оказывается зачастую непосильной,
слишком сложной. Кроме того,
письмо — сложный навык, для
выработки которого нужно знать соответствующую методику, которой родители
и воспитатели по большей части не владеют. Поэтому формировать это
умение в дошкольном возрасте преждевременно.
Навыки чтения и письма связаны с другими
видами речевой деятельности ребенка. Умению читать предшествует умение слушать,
воспринимать, обобщать, дифференцировать, анализировать, синтезировать,
самостоятельно подбирать, варьировать и произносить звуки, слова, предложения.
Активное речевое познание — важнейшее достояние дошкольного возраста.
Овладевая устной речью, ребёнок неосознанно
обрабатывает речевой материал, накапливает не только звуковые, но и морфологические обобщения, которые являются важной
предпосылкой овладения техникой чтения и
письма. Отдельные дети рано проявляют интерес к звуку, его графическому
изображению, а взрослый должен его
удовлетворить, вместе с малышом играясь звуками, создавая разнообразные конструкции слога, слова,находя их графическое изображение. Организовывая обучение| детей элементам грамоты, педагог,
ввиду|принимая в внимание|
индивидуальных| возможностей
воспитанников, учитывает их желания, согласовывает | их с пожеланиями родителей|отца| и использует в работе игру как самый продуктивный в
этом возрасте|веке| вид
деятельности.| Такая работа
проводится не массово, а смалышом,проявившим| подобный интерес. Индивидуальная работа по обучению
чтению||обуче| допустима и в
предыдущих|предварительных|
возрастных|возрастных| периодах,
если она удовлетворяет потребности и стремления самого ребенка, а не амбиции
или завышенные требования|востребование|
взрослых.
Добуквенный этап является подготовительным к
обучению элементам грамоты
детей шестого года жизни и посвящается работе над
развитием умений слушать и понимать воспринятое на слух слово, фразу, несложный
по содержанию текст; совершенствованию звукопроизношения, звуковой культуры речи, фонематического слуха.
Пятилетний ребенок получает элементарные представления о: номинативном
значении слова (называет предметы, их признаки, действия); существовании слов,
которые ничего не называют и служат для связи с другими словами (на, в, у,
над, под, из, при); предложении как группе связанных между собой слов (два,
три и больше), которые выражают законченную мысль; возможности соединять
звуки в слоги; о том, что количество гласных звуков
определяет количество слогов в слове.
На шестом году жизни формируются умения: называть звуки, которые
повторяются в двух-трёх словах,чаще
всего употребляются в скороговорке, стихотворении; выделять звук, с которого
начинается или которым заканчивается слово; узнавать звук в начале, в конце и в
середине слова; называть звуки, которыми отличаются слова (сон - сом,
, лес - лис); последовательно называть звуки, из которых состоит слово,
составлять звуковую схему слова, подбирать слова по звуковой схеме; наблюдать за
изменением значения слова с изменением звука; определять в слове слоги;
определять количество слогов в слове, подбирать такие слова и отмечать их на
схемах; образовывать предложение по рисункам и схемам, самостоятельно
составлять схемы предложений из двух-трех слов;
составлять распространённое предложение устно, по схемам и рисункам.
На седьмом году жизни начинается буквенный период, в
котором закрепляются полученные раньше элементарные знания и умения. Дети знакомятся с буквамиалфавита
как знаками, обозначающими звуки на письме; усваивают буквы (их названия), учатся обозначать гласныеи согласные звуки; понимают, что во
время чтения произносится не название буквы, а звук,обозначающий её; овладевают
основным
способом чтения — аналитико-синтетическим, слоговым; буквы, обозначающие согласный в конце слога (слова): рак, илив
начале: сто; читают слова простейшейструктуры: двусложные (ма-ма, о-са) и трехсложные (ли-мо-ны, со-ро-ка, мо-ло-ток); правильно
интонируют во время чтения повествовательные, вопросительные, побудительные
предложения.
Выписано из Программы "Я у Світі" - гос. программа Украины.