Развитие речи и обучение чтению по
Доману
По
мнению Домана, лингвистические способности – врожденная функция человеческого
мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к
языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются
словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он
считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить
все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают.
Исходя из этого, идея "готовности к чтению" (а также все другие
"готовности") является полнейшим вздором. Утверждение о том, что
ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно.
Готовность созидается в детях, а если не созидается – случайно или с какой-то
целью – она не появится вообще.
Для
обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему: предъявление и
озвучивание целого слова.
Для обучения чтению Доман берет старинную систему: показ и
озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на
них красными словами на белом фоне.
Доман
рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней
изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10 секунд.
Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок
успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е. слова и точки –
быстро, а картины – медленно.
Доман
советует начать обучение как можно раньше, лучше – до года. Но в этом возрасте
ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из
карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него
уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего,
все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают
и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с
самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше
образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне
кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе
сверху – картинку, снизу – подпись.
По
мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и
количество занятий
|