РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ К.Орфа
"ИМЕНА"
Лена, Катя, Миша, Вова и
Иван
Забрались с ногами на
диван.
Лёша и Петя, Натали и
Глеб
Уплетают свежий белый
хлеб.
Уплетают вместе белый
хлеб.
Начинают работу над этой
моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с
детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и
ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам,
как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст
по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом
ит.д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно
добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными
вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.
"РАБОТНИКИ"
Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели
дела:
Кошку помыть и
постричь воротник,
Катя успела и брат
озорник.
Данная модель позволяет
детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков.
На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли
шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый
такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками,
не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные
стулья, кегли.
"КОЛОКОЛЬЦЫ"
Колокольцы-бубенцы
раззвонились удальцы
Диги-диги, диги-дон,
угадай, откуда звон
Для исполнения этой
русской народной потешки желательно иметьмаленькие колокольчики, бубенчики.
Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с
завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу.
Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их
за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик,
водящий пытается найти его по звуку.
"МЫШКИ"
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался
страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали,
убежали мышки вон!
Потешку можно разучивать
сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост:
мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам
(шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки
смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов,
вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия…
Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для
боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.
"РЁВА"
Не плачь, не плачь.
Куплю калач
Не вой, не вой,
Куплю другой
Не реви. Не реви,
Куплю сухари!
Модель даёт возможность
разнообразно и плодотворно поработать над звучащими жестами. Каждую строфу
лучше повторить дважды (вначале как эхо: педагог-дети) Дразнилка может
разыгрываться по разным сценариям: плакса сидит в кругу и заливается горючими
слезами. Предлагаю детям подобрать инструмент, который будет
"плакать". Другой вариант: дети жалеют плачущего.
"ФОКУС-ПОКУС"
Фокус покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале
Ты чего же это, мышь,
Сверху вниз на нас
глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Потешка может быть
использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга
с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш!, "Кыш!"
можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.
"ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО"
Фини, лимо, банакос,
Киви, персик, абрикос
Тутти-фрутти
ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!
Скажите детям, что они
должны отгадать, какие фрукты спрятались в стихах. Для игры и движения можно
использовать детские стульчики, кегли и другие предметы. |