Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 году в
Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском
педагогическом институте им. А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную
концепцию переодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой
служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе
развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и
деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также
психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.
Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19
марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент
Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971),
профессор (1973). С 1953 г.
работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член
Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов
«Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л.С. Выготского,
ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца
жизни). Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего
обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки
Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной
школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы
и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике,
русскому языку, химии, географии и другим предметам. Кроме того, Давыдов
профессионально занимался философскими проблемами, в частности, на протяжении
многих лет во вверенном ему учреждении поддерживал деятельность нескольких
теоретико-методологических семинаров по фундаментальными проблемам мышления и
деятельности, культурно-исторической психологии и др. Его дружба с известными
философами, составлявшими идеологическую оппозицию советской педагогике — Э.В.
Ильенковым, А.А. Зиновьевым, Г.П. Щедровицким и др., дала возможность поставить
и во многом решить ряд фундаментальных психологических проблем относительно
механизмов обучения и развития. В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно
довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм.
«Последней каплей» стала книга A.C. Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова
и др. «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшая под
редакцией В.В. Давыдова (М.: Педагогика, 1981), после выхода которой Давыдов в
1983 был исключён из партии, снят с должности директора Института общей и
педагогической психологии АПН СССР и даже отстранён от работы со своей любимой
экспериментальной школой № 91. Однако уже через несколько лет, в 1986,
награждён премией им. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее
восстановлен в партии и в 1989 вновь назначен директором этого же института.
Системой, ставшей популярной в московских школах,
является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б.
Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе
экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой
психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые
дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное
содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил,
аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу
изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной
школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на
качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние
задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит
на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается
многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по
системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою
точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а
требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к
изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных
программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и
практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе,
естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и
программы по русскому языку и литературе для средней школы.