![]() | Понедельник, 29.05.2023, 06:07 |
![]() | МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь |
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
![]() | Спендиаров А.А.- армянский композитор и дирижёр. | ![]() |
![]() |
Алекса́ндр Афана́сьевич Спендиа́ров (Спендиарян; арм. Ալեքսանդր Սպենդիարյան; 1 ноября 1871, Каховка — 7 мая 1928, Ереван) — армянский композитор и дирижёр. Народный артист Армянской ССР (1926).
Дочь композитора, Марина, обладала незаурядными творческими способностями. К тому же она обучала Булгаковых английскому: Михаил Афанасьевич давно готовился вместе с супругой покинуть Советский Союз. Любовь Евгеньевна уже подавала два прошения, а в июле 1929 года сам писатель обратится к Сталину: "... силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женой своей Л.Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется”. Долгое время супружеская чета наивно уповала на благосклонность Хозяина, который в тот зимний вечер 1927 года наблюдал за домашней обстановкой разноцветными глазами зажженных гирлянд: правый глаз у него черный, левый - почему-то зеленый. "Марина Александровна всегда была в центре внимания - она не только
преподавала нам английский, но и пела, танцевала, проявляла
артистический дар”, - вспомнит позже Любовь Булгакова. Впрочем, у самой
Марины Спендиаровой будет, что вспомнить из этого вечера: "Он был весь в
себе, в своих мрачных мыслях, и не выходил из своего мрачного в то
время мирка. Потом, как-то неожиданно для всех нас перешел на
восхваление Армении. Чувствовалось, что в сутолочной Москве он очень
соскучился по ней”. Михаил Булгаков слушал живой рассказ музыканта с
интересом. Потом он как врач поставит диагноз: "Ностальгия!”
Александр Афанасьевич Спендиаров. Ученик Н. Кленовского и Римского-Корсакова. Спендиаров — один из основоположников армянской классической музыки (наряду с Комитасом, Чухаджяном и др.), талантливый композитор, видный музыкально-общественный деятель, воспитатель молодёжи, дирижёр. По собственным словам, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики. Сам музыкант родился 1 ноября 1871 года в крымском местечке Каховка, куда в период Крымской войны и перебрался в 1855 году дед будущего основоположника национальной композиторской школы и армянского симфонизма Авксентий Спендиарян; война вынудила его покинуть кусочек Армении "Перекоп-Армянск”. Впрочем, отец Александра - Степанос (Афанасий) от национальных корней никогда не отойдет, женится на внучатой племяннице Ованеса Айвазовского Варваре Леонидовне. Естественно, семья Спендиаровых дружила с великим маринистом. Отец композитора очень заботился о том, чтобы дети, Леонид и Александр, изучали армянский язык, литературу и историю. Детство Александр провёл в Симферополе. Музыкальные способности он унаследовал от матери, хорошо владевшей фортепиано. Многосторонняя одаренность Спендиарова проявилась в раннем детстве, но преобладающий интерес к музыке возник позже. С семи лет он начинает сочинять, с девяти — обучаться игре на фортепиано и на скрипке. В 1880 году 9-летний Саша напишет Афанасию Авксентьевичу из Симферополя: "Милый папа! Я уже учусь по-русски и по-армянски и скоро напишу тебе по-армянски”.Он, конечно, сдержит данное отцу слово: напишет первые образцы симфонической музыки на армянском языке и прославит на весь мир национальное музыкальное искусство. Но до этого композитор еще должен всесторонне изучить армянскую культуру и открыть для себя много неожиданного. Историю Родины Спендиаровы будут постигать в Москве, в кругу армянских семей - профессора Нерсеса Нерсесова, банкира Джамгарова, юриста Юрия Гамбарова, видного общественного деятеля Григора Джаншиева, доктора медицины Сергея Шагинянца - отца удивительной девушки по имени Мариэтта. Уже в 1890-х годах братья напишут отцу: "Теперь мы такие армяне, что держись!” В доме Нерсесова родится и замечательный романс композитора "К розе”. Он услышит знаменитого поэта Александра Цатуряна и уже на следующий день романс будет готов.
В 1890 году переехал в Москву, где через пять лет окончил юридический факультет университета. В 1896 году состоялась решающая для Спендиарова встреча с Н. А. Римским-Корсаковым, который высоко оценил его композиторский талант и ввёл его в круг петербургских музыкантов. В последующие годы Спендиаров создал много романсов, хоровых сочинений, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес. В 1916 году Александр Спендиаров в Тифлисе: в катастрофические в жизни армянского народа годы он приезжает в традиционный центр национальной культуры: к Ованесу Туманяну, Мартиросу Сарьяну. Последний поставит композитора в известность о том, что Гречанинов собирается писать оперу на сюжет поэмы Ованеса Туманяна "Ануш”: "Я сказал об этом Александру Афанасьевичу, желая задеть его патриотическое самолюбие, - вспоминал великий живописец. - Думаю, что я добился поставленной цели”. Позже Спендиаров начнет писать оперу "Алмаст”. Среди последних выделяются две тетради «Крымских эскизов» (1903 и 1912) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905). Спендиаров обосновался в Крыму, изредка выезжая в Москву, Петербург, Тифлис, где выступал как дирижер. Он встречался с крупнейшими деятелями русской культуры — А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Ф. И. Шаляпиным, А. М. Горьким (на текст поэмы Горького он написал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея», 1902); тесные дружеские отношения установились у Спендиарова с его учителем Н. А. Римским-Корсаковым, а также А. К. Глазуновым.
В детские годы Спендиаров познакомился с народной музыкой Украины и Крыма. Записал и обработал множество украинских и крымскотатарских народных песен. В 1921 году написал "Украинскую сюиту" и музыку к стихотворению "Завещание" Тараса Шевченко. Начиная со второго десятилетия XX века усилился его интерес к армянскому искусству. В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. Этот период ознаменован расцветом композиторской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности Спендиарова. Глубоко проникнув в сущность народной армянской музыки, Спендиаров создал такие выдающиеся произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» — одно из лучших творений армянского музыкального театра. Среди других произведений композитора Концертный вальс (1906) для симфонического оркестра, «Бэда-проповедник» (1907) для голоса с оркестром (удостоено премии имени М. И. Глинки). Рождественская елка 1927 года явно не забавляла музыканта: увенчанная пятиконечной звездой, | |||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | Copyright MyCorp © 2023 Создать бесплатный сайт с uCoz | ![]() |