Детство
Родился в 1860 в Ахалцихе в семье священника — учителя истории
религии. В 1868 году вместе с семьей переехал в Симферополь. В 1872 году
его отца назначают просвитером Московской Армянской епархии и семья
переезжает в Москву.
Учёба
В 1870—1875 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института,
в 1875—1878 гг. в отделении архитектуры Московского училища живописи,
ваяния и зодчества. В 1879-ом едет навестить брата в Мюнхен и поступает
там на архитектурный факультет Мюнхенской академии художеств, в
1880—1885 годах учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у
Фрица Каульбаха, возможно также у Отто Зейтца.
Дальнейшая деятельность
С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В
Венеции художник посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на
острове Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной
живописи, создал портреты А. Багратуни, М. Чамчяна, Е. Товмачяна. В
результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об
армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Мегу Айастани» («Пчела
Армении») в 1883 году. В 1885—1887 гг. в составе экспедиции В. А.
Жуковского Суренянц путешествует по Ирану, где им было написано много
этюдов и композиций. В 1890—1891 гг. преподавал художество и общую
историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует
фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892
году посетил Ани, Севан и др. места, ознакомился с историческими
памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
С 1892 года Суренянц участвовал в художественной жизни Москвы и
Санкт-Петербурга. Был одним из организаторов 1-го собрания российских
художников 1894 году, вместе с К. Коровиным и др. иллюстрировал
некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное
участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в
выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи,
художников исторической живописи. В 1894 году картиной «Покинутая»
участвовал в 22-й выставке Передвижников. В 1897—1898-гг. путешествовал
во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку была
организована его первая и единственная при жизни персональная выставка. В
1916 году совместно с Е. Тадевосяном, М. Сарьяном, Ф. Терлемезяном и
др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников. В 1917 году он
переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей.
С 1910 года член организации Передвижников.
Умер 6 апреля 1921 года.
Творчество
Изучая культуру Востока и Запада, Вардгес Суренянц сумел создать свой
неповторимый национальный стиль. В армянской живописи он практически
становится основоположником исторического жанра. Многие из лучших
произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении,
иллюстрируют сюжеты из древнеармянсой мифологии — «Семирамида у трупа
Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905),
«Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых автор
стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей
обстановки. Картиной «Покинутая» Суренянц, как считается, впервые ввел в
армянскую живопись последние методы художественного выражения
современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях
(«Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина»
(1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме" шаху
Махмуду Газневи» (1913) и т. д.) проявляется стремительный
художественный рост автора, формирование его стиля. Некоторые его работы
1890-гг. посвящены резни армян в Турции. Также в произведениях
1900—1910-гг. Суренянц обогатил армянскую живопись новыми проявлениями
живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва,
Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо
национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» —
хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее
больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных
раздумий. На втором плане картины Суренянц изобразил барельеф
Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея
торжества жизни над смертью, идея воскрешения. Его «Церковь св. Рипсиме
близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной, символизирует
трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших
произведений художника — «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в
Мюнхенской академии художеств, а в 1914-м — на Всемирной выставке
изобразительного искусства в Венеции.
Мюнхенская академия, которую он закончил в 1885 г., в огромной мере
определила профессионализм художника, но повлияла на него и
отрицательно, до 1900 годов удерживая живопись художника на позициях
слащавой салонности, в рамках определенного стиля изображения Востока с
точки зрения европейца. К сожалению, художнику не удалось завершить
роспись армянской церкви в Ялте, в создании которой он принимал участие и
как архитектор, и как художник.
Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине,
Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта,
Феодосия).
В Национальной картинной галерее Армении хранится солидная коллекция
его работ, полных сострадания к родному народу и беспокойства за его
будущее.
Графика, театрально-декорационное творчество
Ещё со времён учебы в Мюнхенской академии художеств занимался
графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter».
Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ — иллюстрация
к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1899) изданной к 100-летию
автора. Высоким художественным уровнем графического искусства времени
выполнены его иллюстрации к произведениям «День рождения Инфанты» О
Уайлда (1909), армянских народных сказок (1906—1914), особо
примечательны иллюстрации к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905,
Москва), к пьесам М. Метерлинга «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»
(все три — 1904), иллюстрации для повести «Хаджи Мурат» Л. Толстого
(1912), к произведениям Ж. Роденбаха (1904), С Лагерлёфа (1910) и др..
Иллюстрации Суренянца к различным публикациям, графические эскизы,
живописные полотна насыщены национальным колоритом. Художнику
необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы
которой он использовал в своем творчестве. В 1889 г. — он, читающий в
подлинниках Шекспира и Гейне, владеющий восточными и европейскими
языками, хорошо знавший грабар, переводит для Петроса Адамяна трагедию
Шекспира «Ричард Третий» и рисует несколько его карандашных портретов.
Вардгес Суренянц известен также как театральный художник, он
занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А. Адана
«Корсар» и опера А. Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном
театре (пьесы М. Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в
театре Веры Комиссаржевской («Драма любви»).

