СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ
Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит
формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую
задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
Е.И.Тихеева писала: "Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том,
чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в
сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания,
способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению
значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности
комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену
и значение".
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется
их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые
знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные
и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По
мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему
содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм,
в которых оно протекает.
"Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со
взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и
форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче
ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного
контакта со взрослыми. Возникает форма речи -сообщения в виде
монолога-рассказа о пережитом и виденном". Следует подчеркнуть,
что овладение связными формами
высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого
педагогического воздействия и руководства. Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно
влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее
пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной
деятельности.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети
легче осваивают правильное построение отдельных предложений и
значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования
фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной
части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием,
Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или
совсем отсутствуют. Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца.
Особенность
пересказа заключается в том, что в
повествовании не только точно передается замысел, но и сюжет, но и
сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо
знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов
речи, несвойстве-нных жанру. В народной сказке, например, будут
фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические
обороты. Специфика обучения пересказу
по сравнению с
другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в
том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к
перво-источнику. Мы останавливаем ребенка и возвращаем его к образцу,
если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям
дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец,
который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым
вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Пересказ литературных произведений оказывает
заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети
приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и
словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески
начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта,
на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние
пересказа на формирование связной речи детей. Высокая художественность
произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и
языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь
деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.
Требования к тексту для пересказа: Сюжет произведения:
- Должен иметь воспитательное значение.
- Доступен по содержанию
- Близок жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям.
- С ярко выраженной последовательностью действий.
- Четкой композицией
- Персонажей с ярко выраженными чертами характера.
- Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
Язык произведения:
- C доступным детям словарем.
- С небольшими короткими и четкими фразами.
- С отсутствием сложных грамматических форм.
- С несложными формами прямой речи.
- С наличием ярких и точных определений.
- С ярко окрашенными выразительными средствами языка.
|