Эта методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания детей от 4 до 6 лет.
Ребенку
показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых
фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.
Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
"Сейчас
мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой
нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово
"начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те
предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы
необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты
должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты
увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты
остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь
делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные
предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится".
В
этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз
подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай".
В
этом варианте методики экспериментатор дает ребенку задание искать и
разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например
звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизонтальной.
Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются
соответствующие команды.
Оценка результатов теста:
При
обработке и оценке результатов определяется количество предметов на
рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время
выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал.
Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий
показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств
внимания: продуктивности и устойчивости:
S=(N-2.8n)/t;
S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;
t - время работы;
n - количество ошибок, допущенных за время работы. (ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.)
В
итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются
по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени
работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного
интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать
значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе
выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно
судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости
внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и
устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по
десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
На
графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые,
которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания
ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим
образом:
Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов - все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
6-7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4
3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания
10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.