При помощи этой методики оцениваются элементарные образные
представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и
отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира:
животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики
определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически
правильно выражать свою мысль.
Процедура: Вначале
ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько
довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки
ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно
посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте
и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на
месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это
не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание.
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок
просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем
объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции
картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время
ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить,
что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
10
баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное
время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел
удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на
самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы,
но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как
на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и
отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца
объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из
них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на
самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4
из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить
только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил
первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.