![]() | Вторник, 07.02.2023, 09:29 |
![]() | МБДОУ №11 "Подснежник".Крым.г.Симферополь |
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
![]() | Тест «Способность к обучению в школе» для детей 5 - 7 лет | ![]() |
![]() |
Тест «Способность к обучению в школе» для детей 5 - 7 лет
Цель: Диагностика психологической готовности детей 5 - 7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя. Руководство к тесту Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания). Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1 - 3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку. ![]() Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)». Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала». Первое задание: «История в картинках» (рис.4 - 6) ![]() ![]() ![]() Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание). Оценка задания:
5 баллов - Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории. 3 балла - Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям. 2 балла - Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга. 0 баллов - Ребенок не смог составить рассказ. Второе задание: «Знание цвета» Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет . Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл Третье задание: «Заучивание четверостиший» Инструкция (состоит из трех этапов): Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:
Малюточка пчела! - Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила».
Малюточка пчела!» Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
Прилежна и мила». Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации. Оценка задания:
5 баллов - Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части. 3 балла - Воспроизведение смысла четверостишия своими словами. 2 балла - Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связьнарушена. 0 баллов - Набор бессмысленных слов или полный отказ. Четвертое задание: «Знание названий предметов». Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок : яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.
Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Пятое задание: «Процесс счета». Используются картинки из четвортого задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз). Оценка задания:
4 балла - Беззвучное проговаривание (движение губ). 3 балла - Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы. 2 балла - Указывание пальцем на предметы присчете без прикосновения к ним. 1 балл - Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их. 0 баллов - Отказ отвечать. Шестое задание: «Порядок счета». Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо. Оценка задания: В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал. Седьмое задание: «Классификация предметов». Используются картинки из четвертого задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин . ![]() ![]() ![]() Инструкция: «Вот три корзины. Эта - (показывают) корзина для фруктов, эта - (показывают) для овощей, эта - (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда - все фрукты, сюда - все овощи, сюда - все цветы (соответствующие корзины также указываются)». Оценка задания: За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл. Восьмое задание «Восприятие количества». Состоит из двух частей. 1 часть : Материалы из седьмого задания седьмого лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают: Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?» Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать. 2 часть: Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи. Оценка задания : Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть - чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате - 0 баллов. Девятое задание: «Размещение фигур». Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты ![]() 1 часть : У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо «квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. Оценка задания : За каждое правильное название начисляется один балл. 2 часть: Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг - кругом?» Правильные ответы: У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг - круглый. За каждое правильное объяснение - один балл. 3 часть: Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата. Инструкция (поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас - треугольник, здесь - квадрат, а здесь - круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) - все треугольники, сюда (показывают на круг) - все круги». Оценка задания : За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл. Десятое задание: «Сравнение картинок». Материал: Четыре пары сравниваемых картинок. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?» Оценка задания:
1 балл - Правильное решение с помощью. 0 баллов - Решения нет. Одиннадцатое задание: «Дифференциация цвета и формы». Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур ![]() Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подбери для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигуру)?» Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним. Оценка задания: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл. Двенадцатое задание: «Воспроизведение четверостиший». Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из третьего задания . «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и Iтретьем задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в третьем задании. Тринадцатое задание «Нахождение аналогий». Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов: Днем светло, а ночью ?... (темно) Птица поет, а собака ?... (лает) Машина едет, а самолет ?... (летит) Голубь летает, а рыба?... (плавает) У кошки - шерсть, а у утки ?... (перья) Платье сшито из ткани, а ботинки ?... (из кожи) Оценка задания: За каждый правильный ответ начисляется один балл. Четырнадцатое задание «Срисовывание». Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы - квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей - треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17). ![]() Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)». Оценка задания: Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.
3 балла - Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм. 2 балла - Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать. 0 баллов - Рисунок совсем не похож на образец, каракули. Ребенку показывают картинку ![]() и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)». Оценка задания: а) Разговорная речь.
1 балл - Достаточно беглая речь, но есть паузы. 0 баллов - Речь запинающаяся, прерывная.
6 баллов - Сложные предложения, стереотипно используется один союз. 4 балла - Преимущественно простые предложения. 1 балл - Преимущественно неполные предложения. 0 баллов - Построение предложений нарушено.
1 балл - Нечеткое произношение звуков. Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п. Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ: Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе. ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Таблица 1
Усредненной нормой для испытуемых считается показатель умственного развития примерно 60% и более процентов. Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2. Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития. Таблица 2
Регистрационный бланк к тесту Таблица 3
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | Copyright MyCorp © 2023 Создать бесплатный сайт с uCoz | ![]() |