
Владимир Иванович Вернадский – мыслитель, ученый-естествоиспытатель,
общественный деятель, основатель ряда научных школ, основоположник
учения о биосфере, комплекса современных научных знаний о Земле
(биогеохимия, радиогеология, гидрогеология и др.). Родился в Петербурге,
в 1863 г., 12 марта (28 февраля по ст. ст.), в дворянской семье. Его
родители имели украинское происхождение, поэтому соотечественником
Вернадского считают и россияне, и жители Украины.
Неблагоприятный климат вынудил семейство Вернадских в 1868 г. сменить
место жительства на Харьков, который в то время был известен как один
из главных научных центров. В 1873 г. Владимир поступил в Харьковскую
классическую гимназию. С третьего класса мальчик учился уже в Первой
Санкт-Петербургской классической гимназии, т.к. в 1876 г. Вернадские
вернулись домой. Это учебное заведение считалось одним из лучших в
стране и заложило прекрасный фундамент для интеллектуального багажа
будущего знаменитого ученого. В частности, гимназия была известна
высоким уровнем преподавания философии, истории, иностранных языков.
Украшением биографии Вернадского стал и такой факт, что он читал
научные труды на 15 языках, сам иногда писал на английском, немецком и
французском. Продолжил образование юный Вернадский в Петербургском
университете, на физико-математическом факультете, который окончил в
1885 г. В этом же году его назначили на должность хранителя
минералогического кабинета Московского университета. В 1890 г. В.И.
Вернадский уже приват-доцент кафедры минералогии. Защитив докторскую
диссертацию в 1897 г., в период с 1898 по 1911 г. являлся профессором
Московского университета.
В начале XX в. В.И. Вернадский - заметная фигура не только в мире науки, но и на поприще общественной и политической
деятельности. В 1906 г. от Московского университета он становится
членом Государственного совета. В этом же году состоялось его избрание
на должность заведующего минералогическим отделом Геологического музея
имени Петра Великого; становится он и адъюнктом Императорской Академии
наук. Через два года, в 1908-ом, Вернадского избирают экстраординарным
академиком, в 1912 г. ученый становится ординарным академиком,
академиком Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1914 г.
Вернадский - директор Минералогического и Геологического музея АН. В
1915 г. он выступает с инициативой создать при Академии наук комиссию,
которая изучала бы естественные производительные силы России; с года
основания и до 1930 г. являлся ее председателем.
После событий октября 1917 г. Вернадскому во избежание ареста (он
являлся членом Малого совета министров, заявившего о нелегитимности
большевистского Правительства) пришлось уехать на юг страны. Вместе с
Н.П. Василенко в 1918 г. он создал Украинскую академию наук, был первым
ее президентом.


На рубеже 1919–1920 годов вся семья Вернадских оказалась в Крыму.
Владимир Иванович приступил к чтению лекций по геохимии в Таврическом
университете. В сентябре 1920 года Владимир Иванович получает письмо от
капитана английского судна с предложением прибыть с семьей в Севастополь
для поездки в Англию. Начинается подготовка к отъезду. Однако в связи с
назначением Вернадского ректором Таврического университета эта поездка
не состоялась. Университет в это время находился в тяжелом положении. В
этой ситуации В.И. Вернадский принял нестандартное решение. 23 октября
он встретился с Главнокомандующим русской армией П.Н. Врангелем и
получил его поддержку. Студенты Таврического университета прониклись к
новому ректору глубочайшим уважением. Среди студентов, учившихся тогда в
университете, был и Игорь Васильевич Курчатов, который впоследствии
считал себя учеником Вернадского.
Являясь ректором университета, Вернадский боролся за сохранение
университетского образования в России. Он подчеркивал, что «при
разрушении России, которое мы переживаем, существование сильного и
активного центра русской культуры и мирового знания, каким бывает живой
университет, является фактором огромной важности, помогающим
восстановлению единого государства и устроению в нем порядка,
организации нормальной жизни…»
Сейчас Таврический национальный университет носит имя В.И. Вернадского.
Крымский период стал переломным этапом в осознании Владимиром Ивановичем своего места и роли в науке.
«…Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в
том учении о живом веществе, которое создаю, и что это есть мое
призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен
проводить в жизнь – как пророк, чувствующий внутри себя голос,
призывающий его к деятельности. Я почувствовал в себе демона
Сократа. Любопытно, что в своей работе я создал новое учение, и что оно
представляет другую сторону – другой аспект – эволюционного учения,
стало мне ясным только после моей болезни, теперь».


В
1921 г. состоялось его возвращение в Петроград, где он занялся
организацией Радиевого института. Период с 1922 по 1926 г. отмечен в его
биографии пребыванием за границей, в Париже и Праге. Именно во Франции
впервые увидело свет его фундаментальное исследование «Геохимия».
В СССР академик В.И. Вернадский вернулся в 1926 г., и в этом же году
вышла одна из самых известных его работ – книга «Биосфера». Именно тема
биосферы, эволюционирования ее в ноосферу, сферу разума, остается для
него главной, хотя из-под пера Владимира Ивановича продолжало выходить
множество разносторонних исследований. В 1928 г. им была создана
Биогеохимическая лаборатория, которой он руководил до конца жизни.
Именно биогеохимия была одним из двух главных направлений его
деятельности как исследователя наряду с историей наук.
В 1940 г. ученый выступил инициатором развертывания исследований
урана с целью получения ядерной энергии. В начале Великой Отечественной
его эвакуировали в Казахстан, где Вернадский продолжал интенсивную
научную деятельность вплоть до 1943-го – года возвращения домой, где его
за выдающиеся заслуги в честь 80-летнего юбилея наградили Сталинской
премией I степени. Умер В.И. Вернадский 6 января 1945 г. в Москве. Его
во многом новаторское наследие насчитывает более чем 700 опубликованных
работ, которые оказали заметное воздействие на создание научной картины
мироздания, в которой человеку, его разуму отводится центральная роль не
созерцателя природы, окружающей среды, а ее творца.


Источник: http://www.wisdoms.ru/avt/b42.html